Центральная зона культуры: основа традиции

В поисках ядра традиции, того, что обеспечивает ее устойчивость и харизматическую силу, социолог Шмуэль Ной Айзенштадт обращается к идее центральной зоны культуры, предложенной Эдвардом Шилзом.

Центр общества как воплощение ценностей

Шилз описывает центр общества как центральную зону, где сосредоточены ценности и верования, определяющие сущность общества. Она не поддается локализации в пространстве, но является своеобразным свернутым воплощением идеалов, символических представлений и образцов поведения. Центр упорядочивает символы, ценности и верования, и именно он определяет сакральное в каждом обществе.

Шилз подчеркивает, что каждая подсистема общества (экономическая, статусная, политическая, система родства) имеет свои авторитеты, элиты, которые олицетворяют определенные ценности, формирующие центральную ценностную систему. Эта система отражает святость, легитимизирует авторитеты и определяет субординацию ролей и типов активности в обществе.

Айзенштадт и центральная зона культуры

Айзенштадт, развивая свои идеи о традиции, применяет концепцию центральной зоны к анализу ее механизмов. Он считает, что эта зона обладает упорядочивающей функцией, которая осуществляется через несколько ключевых компонентов:

  1. Концепция общества: Представления о его истоках, прошлом, создающие миф об обществе и формирующие коллективную идентичность.
  2. Модель легитимизации власти: Определение коллективной цели общества, которое определяет более частные цели, и регулирование взаимодействия внутри общества.

Взаимодействие с центральной зоной

Контакт с центральной зоной культуры позволяет индивидам выйти за пределы повседневной жизни и прикоснуться к чему-то более значимому, трансцендентному. Она является источником символов и задает способы их упорядочения.

Стабильность и динамика центральной зоны

Центральная зона культуры сохраняется даже в периоды революций и воспроизводит социальные подсистемы и элиты после них.

Центральная зона и этнопсихология

В этнопсихологии понятие центральной зоны играет ключевую роль. Она представляет собой культурный стержень этноса, уникальный для каждого народа, который определяет согласованность действий его членов и проявляется вовне через модификации культурной традиции.

Этническая картина мира

В каждом традиционном обществе вокруг центральной зоны формируется этническая картина мира. Она структурирует все аспекты бытия и придает субъективный смысл действиям человека. Традиционное сознание предполагает строго упорядоченный, иерархический мир, где все имеет свое место, взаимосвязано и гармонизировано.

Гибкость традиции

Этническая картина мира и центральная зона культуры позволяют традиции быть гибкой. Модификации традиции происходят в ответ на изменение внешних условий, но всегда опираются на неизменное содержание центральной зоны.

Заключение

Центральная зона культуры является ключевым понятием для понимания традиции. Она служит основой для формирования идентичности, легитимизации власти, упорядочения ценностей и символов. Ее устойчивость обеспечивает сохранение традиции, а гибкость позволяет ей адаптироваться к меняющимся условиям.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться