Часто считается, что люди с высоким IQ более успешны. От Джея Гэтсби из "Великого Гэтсби" до Стива Джобса из Apple, люди часто связывают успех с интеллектом.
Однако факты свидетельствуют о том, что высокий IQ вряд ли является гарантией финансового, академического или творческого успеха. В этой статье мы рассмотрим, могут ли люди с высоким IQ иметь преимущество в достижении успеха, а также некоторые другие факторы, которые могут играть роль в определении жизненных результатов.
Что такое гениальный показатель IQ?
Что измеряют тесты IQ
Самые первые тесты IQ были разработаны для выявления школьников, нуждающихся в дополнительной академической помощи. Со временем это намерение изменилось. Тесты превратились в средство выявления людей, обладающих интеллектом выше среднего.
По стандартизированным тестам, таким как тест Стэнфорда-Бинета, средний показатель IQ составляет 100 баллов. Все, что выше 140, считается высоким или гениальным IQ. Около 2% населения имеют показатель 130 или выше.
Ограничения тестов IQ
Важно помнить, что тестирование IQ имеет как ограничения, так и погрешности. Тесты IQ измеряют только определенный диапазон умственных способностей, но не все эксперты согласны со стандартным определением интеллекта.
Некоторые тесты могут быть более надежными, чем другие, но также возможно, что показатели IQ могут меняться со временем. На результаты тестов IQ могут влиять многие факторы, включая доступ к образованию, культурные факторы, общее состояние здоровья и питание.
Способ построения и оценки тестов также может влиять на результаты. Некоторые исследования также показывают, что многие тесты IQ необъективны по отношению к определенным группам людей.
Часто тесты не учитывают другие навыки, которые способствуют развитию интеллекта, такие как эмоциональное понимание и межличностные способности.
Характеристики людей с высоким IQ
Высокоинтеллектуальных людей иногда легко распознать, но важно помнить, что каждый человек уникален. Интеллект - это не просто IQ, он включает в себя такие характеристики, как гибкость, любознательность и эмоциональное понимание. Несколько характеристик, которые могут быть присущи умным людям:
- Адаптивность: Люди с высоким IQ гибкие и готовы пробовать новые вещи и исследовать различные способы подхода к проблеме.
- Любопытство: Высокоинтеллектуальные люди любопытны к миру и хотят узнать больше о том, как он устроен.
- Признание ограничений: Они также могут признавать свои ограничения и признавать, что не знают ответов. Поступая таким образом, они могут продолжать исследовать и находить ответы.
- Эмпатия: Интеллектуальные люди также склонны интересоваться другими людьми, в том числе их чувствами. Они обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, что означает, что они умеют понимать, управлять и выражать эмоции.
- Открытость: Люди с высоким IQ готовы подходить к проблемам непредвзято. Они любят новизну и жаждут новых впечатлений.
- Одиночество: Некоторые исследования показывают, что более умные люди предпочитают проводить время в одиночестве. Исследователи обнаружили, что если проводить больше времени с людьми, то это приводит к снижению общей удовлетворенности жизнью.
Люди с самым высоким IQ
Среди людей с очень высоким IQ можно назвать:
- Мэрилин Вос Савант, обозреватель журнала, с показателем IQ 228.
- Д-р Эвангелос Кациоулис, греческий врач, с IQ между 198 и 205.
- Ричард Дж. Рознер, американский телевизионный писатель, с IQ между 192 и 198.
- Гарри Каспаров, российский шахматист, с IQ 194
- Пол Аллен, соучредитель Microsoft, с IQ между 160 и 170
- Стивен Хокинг, физик-теоретик, имел IQ 160.
Исследования людей с высоким IQ.
К моменту появления тестов на IQ исследователи изучали, связаны ли более высокие результаты тестов с чем-то большим, чем просто хорошая успеваемость в школе. В начале 1920-х годов психолог Льюис Терман начал исследовать навыки эмоционального и социального развития детей с гениальными показателями IQ.
Он отобрал 1500 детей в Калифорнии в возрасте от 8 до 12 лет со средним IQ 150. Из них 80 набрали более 170 баллов.
В течение многих лет Терман наблюдал за этими детьми и обнаружил, что большинство из них были хорошо социально и физически адаптированы. Они были не только успешны в учебе, но и, как правило, здоровее, сильнее, выше и менее подвержены несчастным случаям, чем подобная группа детей со средним IQ.
После смерти Термана в 1956 году другие психологи решили продолжить исследование, которое получило название "Термановское исследование одаренности". Исследование продолжается и по сей день и является самым продолжительным лонгитюдным исследованием в истории.
Интеллект и достижения
Как же сложилась судьба первоначальных участников исследования Термана? Рассматривая группу в целом после 35 лет исследования, Терман сообщил:
- Средний доход испытуемых в 1955 году составлял 33 000 долларов, в то время как средний доход по стране составлял 5 000 долларов.
- Две трети получили высшее образование.
- Большая часть получила последипломное и профессиональное образование.
- Многие из них стали врачами, юристами, руководителями предприятий и учеными.
- Более 50 стали преподавателями колледжей и университетов.
Тем не менее, Термен отметил, что большинство занимались более скромными профессиями, включая полицейских, моряков, машинисток и клерков. В итоге он пришел к выводу, что "интеллект и достижения коррелируют далеко не идеально".
Что означают результаты теста IQ?
Критика исследования Термана
Хотя такие выводы убедительны, результаты Термана часто критикуют за исключение факторов, которые могли повлиять на успех или неудачу человека.
- Важные события, такие как Великая депрессия и Вторая мировая война, могли существенно повлиять на уровень образования.
- Традиционные гендерные роли и дискриминация по половому признаку также сильно ограничивали профессиональные перспективы женщин.
- Некоторые исследователи предполагают, что любая случайно выбранная группа детей с похожим происхождением была бы столь же успешной, как и испытуемые Термана.
- А многие другие выражают обеспокоенность тем, что тесты интеллекта в целом необъективны в пользу детей с более высоким социально-экономическим статусом.
Черты личности, IQ и успех
Исследователь Мелита Оден, которая продолжила исследования Термана после его смерти, решила сравнить 100 наиболее успешных испытуемых из исследования (группа А) со 100 наименее успешными (группа С). Хотя уровень IQ у них был практически одинаковым, доходы испытуемых из группы С лишь немного превышали средний доход того времени, а уровень алкоголизма и разводов был выше, чем у испытуемых из группы А.
По словам Оден, такое различие объяснялось, в основном, психологическими особенностями групп.
Люди из группы А, как правило, проявляли такие характеристики, как:
- Желание преуспеть
- Настойчивость
- Осмотрительность и предусмотрительность
- Сила воли
Кроме того, став взрослыми, они проявляли три ключевые черты, не встречающиеся у большинства испытуемых из группы С: ориентация на достижение цели, уверенность в себе и настойчивость. Это говорит о том, что, хотя IQ может играть определенную роль в жизненном успехе, личностные качества остаются определяющими в реализации этого успеха.
Исследование 2016 года подтверждает этот вывод, отмечая, что оценки и тесты достижений в целом лучше предсказывают жизненные результаты, чем тесты IQ, поскольку они позволяют лучше измерить личностные качества, которые также предсказывают успех.
Результаты для людей с высоким IQ
Хотя высокий IQ не может предсказать успех в жизни, он надежно предсказывает академические успехи в школе. Исследования также показывают, что люди с высоким IQ обычно более успешны на работе.
Однако в некоторых случаях все может быть наоборот. Некоторые исследования показывают, что дети с исключительным интеллектом могут быть более склонны к депрессии и социальной изоляции, чем менее одаренные сверстники. Им может требоваться поддержка в этих и других областях, чтобы хорошо учиться в школе и работать.
Открытость опыту
Исследования также показали, что люди с высоким IQ чаще курят марихуану и употребляют запрещенные наркотики. Объяснить эту связь может помочь такая черта личности, как открытость опыту. Эта черта является одним из ключевых измерений личности, описанных в теории "большой пятерки".
Открытость - это черта, которая по сути устраняет бессознательные барьеры, которые в противном случае помешали бы человеку получить опыт, считающийся социально неприемлемым. Более того, она умеренно связана с креативностью, интеллектом и знаниями.
Так, более интеллектуальные люди могут быть более открыты для непопулярного или нетрадиционного опыта. Это может привести их к инновациям и успеху, но также может привести к более рискованному поведению, например, употреблению психоактивных веществ.
Эмоциональный интеллект
Общий, или когнитивный, интеллект - это то, что измеряют тесты IQ. Но еще одним показателем успеха может быть эмоциональный интеллект, или EQ. Это способность выражать и контролировать свои эмоции, а также воспринимать, оценивать и реагировать на эмоции других людей. Люди с высоким EQ часто добиваются успеха в карьере и отношениях, независимо от их IQ.
IQ против EQ: чем они отличаются?
A Word From Verywell
Хотя исследователи продолжают спорить об исследованиях Термана, большинство из них согласны с основным выводом. Хотя интеллект (а точнее, показатель IQ) может указывать на потенциал успеха, он не гарантирует результат. Для реализации этого потенциала необходимы навыки, черты характера и поддержка, которые не могут измерить только тесты IQ.
Оценка по тесту IQ может быть интересным способом узнать больше о некоторых ваших когнитивных способностях, но важно помнить, что такие тесты имеют существенные ограничения. Как показывают исследования, IQ может предсказывать успехи в учебе, но не обязательно коррелирует с другими жизненными результатами.
Часто задаваемые вопросы
- Люди с высоким IQ испытывают трудности в реальной жизни?
Данные о том, испытывают ли люди с высоким IQ трудности в жизни, неоднозначны. Некоторые испытывают, а некоторые нет. Исследователи обнаружили, что люди с высоким IQ часто преуспевают в школе и на работе. Но некоторые исследования обнаружили связь между высоким IQ и психическими расстройствами, такими как депрессия.
- Чем занимаются люди с высоким IQ?
В исследовании Льюиса Термана, посвященном детям с высоким IQ, испытуемые, став взрослыми, занимались самыми разными профессиями - от делопроизводителей до врачей. Mensa, организация для людей с высоким IQ (в нее входят люди, набравшие 2% лучших баллов по результатам признанного теста на интеллект), утверждает, что среди ее членов есть полицейские, профессора, водители грузовиков, военнослужащие, врачи, фермеры и государственные служащие, а также представители других профессий.
- Как распознать людей с высоким IQ?
Люди с высоким IQ, скорее всего, будут гибкими, любознательными и открытыми. Но поскольку черты характера у людей с высоким IQ могут сильно различаться, не всегда есть четкие внешние признаки, указывающие на то, что у человека высокий IQ. Они могут быть или не быть успешными в учебе, выбрать карьеру с высокими достижениями или знать много фактов и цифр.
15 источников Для подтверждения фактов в наших статьях Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.
-
Benjamin LT. The birth of American intelligence testing. Monit Psychol. 2009-40(1):20.
-
Haier RJ. Повышенный интеллект - это миф (пока). Front Syst Neurosci. 2014-8. doi:10.3389/fnsys.2014.00034
-
Reynolds C, Altmann R, Allen D. The problem of bias in psychological assessment. Mastering Modern Psychol Test. 2021-1621:573-613. doi:10.1007/978-3-030-59455-8_15
-
Li NP, Kanazawa S. Country roads, take me home... to my friends: Как интеллект, плотность населения и дружба влияют на современное счастье. Br J Psychol. 2016-107(4):675-697. doi:10.1111/bjop.12181
-
Terman LM. Mental and Physical Traits of a Thousand Gifted Children. Genetic Studies of Genius, Volume 1. Stanford University Press.
-
Terman LM, Oden MH. Genetic Studies of Genius: The Gifted Group at Mid-Life Thirty-Five Years' Follow-Up of the Superior Child, Vol. 5. Stanford University Press.
-
Крейвенс Х. Научный проект, запертый во времени: The Terman Genetic Studies of Genius, 1920s-1950s. Am Psychol. 1992 47(2):183-189. doi:10.1037/0003-066x.47.2.183
-
Feldman DH. Последующее наблюдение за субъектами, набравшими более 180 баллов IQ в генетическом исследовании гениальности Термана. Except Child. 1984 50(6):518-523.
-
von Stumm S, Plomin R. Socioeconomic status and the growth of intelligence from infancy through adolescence. Intelligence. 2015-48:30-36. doi:10.1016/j.intell.2014.10.002
-
Borghans L, Golsteyn BHH, Heckman JJ, Humphries JE. What grades and achievement tests measure. Proc Natl Acad Sci USA. 2016-113(47):13354-13359. doi:10.1073/pnas.1601135113
-
Richardson K, Norgate SH. Does IQ really predict job performance? Appl Dev Sci. 2015-19(3):153-169. doi:10.1080/10888691.2014.983635
-
Eren F, Omerelli Cete A, Avcil S, Baykara B. Emotional and behavioral characteristics of gifted children and their families. Noro Psikiyatr Ars. 2017. doi:10.5152/npa.2017.12731
-
Weismann-Arcache C, Tordjman S. Relationships between depression and high intellectual potential. Depress Res Treat. 2012-2012:1-8. doi:10.1155/2012/567376
-
Коннелли Б., Онес Д., Чернышенко О. Представляем специальный раздел по открытости опыту: Обзор таксономий открытости, измерений и номологической сети. J Pers Assess. 2013-96(1):1-16. doi:10.1080/00223891.2013.830620
-
Srivastava K. Emotional intelligence and organizational effectiveness. Ind Psychiatry J. 2013-22(2):97-9. doi:10.4103/0972-6748.132912
By Kendra Cherry
Kendra Cherry, MS, is an author and educational consultant focused on helping students learn about psychology.
- verywellmind.com
Поделиться