Адаптация - это способность приспосабливаться к новой информации и опыту. Обучение - это, по сути, адаптация к нашей постоянно меняющейся среде. Благодаря адаптации мы можем принять новые модели поведения, которые позволяют нам справляться с изменениями".
Швейцарский психолог и генетический эпистемолог XX века Жан Пиаже в своей теории когнитивного развития выделил четыре стадии обучения. Эти стадии включают сенсомоторную (от 0 до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7 лет), конкретно-операциональную (от 7 до 12 лет) и формально-операциональную (от 12 лет и старше) - однако возраст начала каждой стадии может варьироваться.
Согласно теории Пиаже, адаптация является одним из важных процессов, определяющих когнитивное развитие. Сам процесс адаптации может происходить двумя способами: ассимиляция и аккомодация.
Поддержка и критика теории стадий Пиаже
Схемы Пиаже и обучение
Схемы - это когнитивные или ментальные структуры, которые формируются на основе прошлого опыта. Впервые это понятие было описано в 1932 году Фредериком Бартлеттом, а Пиаже включил этот термин в свою теорию когнитивного развития.
Люди используют эти ментальные категории для понимания окружающего мира. Схемы влияют на то, как человек воспринимает новую информацию и организует ее. Таким образом, схемы могут играть важную роль в обучении. Адаптация - это одна из схем, которая описывает, как люди учатся и понимают новую информацию.
Примером того, как схема работает в реальной жизни, может быть ребенок, увидевший собаку и узнавший, что это такое. В следующий раз, когда ребенок увидит собаку, он сможет использовать свою существующую схему, чтобы определить ее.
Адаптация через ассимиляцию
При ассимиляции люди получают информацию из внешнего мира и преобразуют ее, чтобы она соответствовала их существующим идеям и концепциям. Иногда новая информация легко вписывается в существующую схему.
Подумайте об этом, как о наличии базы данных в голове. Когда информация вписывается в существующую категорию, она быстро и легко усваивается в базе данных.
Однако этот процесс не всегда работает идеально, особенно в раннем детстве. Вот один классический пример: Представьте, что совсем маленький ребенок впервые видит собаку. Если ребенок уже знает, что такое кошка, он может предположить, что собака - это кошка: Она вписывается в существующую схему кошек, поскольку обе маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Исправление подобных ошибок происходит в ходе следующего процесса адаптации - аккомодации.
Адаптация посредством аккомодации
В процессе аккомодации люди обрабатывают новую информацию, изменяя свои ментальные репрезентации в соответствии с этой новой информацией. Когда люди сталкиваются с совершенно новой информацией или с информацией, которая бросает вызов их существующим представлениям, им часто приходится формировать новую схему, чтобы учесть эту информацию, или изменять существующие ментальные категории.
Это похоже на попытку добавить информацию в компьютерную базу данных, но при этом обнаруживается, что не существует уже существующей категории, которая бы соответствовала этим данным. Чтобы включить ее в базу данных, вам придется создать совершенно новое поле или изменить уже существующее.
Неудивительно, что процесс аккомодации обычно оказывается гораздо сложнее, чем ассимиляция. Люди часто сопротивляются изменению своих схем, особенно если это связано с изменением глубоко укоренившихся убеждений.
Ребенок из предыдущего примера, который изначально считал, что собака - это кошка, может начать замечать ключевые различия между этими двумя животными. Одно лает, а другое мяукает. Одно любит играть, а другое хочет спать весь день. Через некоторое время ребенок приспособится к новой информации, создав новую схему для собак и одновременно изменив существующую схему для кошек.
Адаптация в когнитивном развитии
Процесс адаптации является важной частью когнитивного развития. Согласно теории Пиаже, именно этот процесс способствует росту на каждой из четырех стадий развития.
Схемы продолжают меняться с течением времени по мере того, как люди получают новый опыт. Благодаря адаптивным процессам ассимиляции и аккомодации дети и взрослые способны воспринимать новую информацию, формировать новые идеи или изменять существующие, а также принимать новые модели поведения, которые делают их более подготовленными к работе с окружающим миром.
Жан Пиаже Биография (1896-1980) 8 источников Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочитайте наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и поддерживаем точность, надежность и достоверность нашего контента.
-
Burman J. The genetic epistemology of Jean Piaget. Oxford Research Encyclopedia of Psychology. Oxford University Press 2021. doi:10.1093/acrefore/9780190236557.013.521
-
APA Dictionary of Psychology. Теория Пиаже.
-
APA Dictionary of Psychology. Адаптация.
-
APA Dictionary of Psychology. Схемы.
-
Kan IP, Rosenbaum RS, Verfaellie M. Schema processing across the lifespan: От теории к приложениям. Когнитивная нейропсихология. 2020-37(1-2):1-7. doi:10.1080/02643294.2020.1736019
-
Di Paolo EA, Barandiaran XE, Beaton M, Buhrmann T. Learning to perceive in the sensorimotor approach: Теория уравновешивания Пиаже, интерпретированная динамически. Front Hum Neurosci. 2014-8. doi:10.3389/fnhum.2014.00551
-
Bjorklund DF. Developing adaptations. Dev Rev. 2015-38:13-35. doi:10.1016/j.dr.2015.07.002
-
Grote-Garcia SA. Schemas. In: Goldstein S, Naglieri JA, eds. Encyclopedia of child behavior and development. Springer US 2011:1287-1288. doi:10.1007/978-0-387-79061-9_2495
Кендра Черри
Кендра Черри, МС, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.
- verywellmind.com
Поделиться