47 удивительных психологических фактов, которые вы должны о себе знать. Часть 7

Часть 6

#22 - Периферийное зрение – способ выжить или простое переключение каналов?

Вероятно, вы слышали термин «периферийное зрение», но знаете ли вы, что используете свое периферийное зрение, чтобы воспринять пространство вокруг вас?

Два вида зрения. В принципе, у вас есть два типа зрения: центральное и периферийное. Центральное зрение - это зрение, используемое, когда вы смотрите на что-то прямо и видите детали. Периферийное зрение - это остальная часть видимого поля, которая видна, хотя вы и не смотрите прямо на неё.

Помочь выжить в саванне. Теория с эволюционной точки зрения заключается в том, что тысячи лет назад люди, которые точили кремни или просто смотрели на облака, но всё равно успели заметить льва, поэтому гены их зрения передались дальше. Поэтому периферийное зрение всегда было важно.

Почему мигание на экране настолько раздражает - люди не могут не заметить движения в своём периферийном зрении. Мы «запрограммированы», чтобы обратить внимание на движение на границе нашего поля зрения. Если вы читаете текст на экране компьютера, и анимация перемещается или мигает в стороне, вы обязательно посмотрите на неё. Это может быть очень неприятно, если вы пытаетесь сосредоточиться на чтении текста перед вами. Периферийное зрение в работе!

Последние исследования показывают, что периферийное зрение играет большую роль. Новое исследование Канзасского государственного университета показывает, что периферийное зрение более важно для понимания окружающего нас мира, чем предполагалось в предыдущих теориях. Кажется, что мы получаем информацию о том, какое пространство нас окружает, исходя из данных периферийного зрения. Исследователи из штата Канзас показали людям фотографии распространенных декораций, например, фотографию кухни или гостиной. На некоторых фотографиях внешняя часть изображения была затенена, а в других центральная часть изображений была закрыта. Изображения показывались очень короткое время. Затем они спросили участников исследования, сказать на что они смотрят.

Периферийное зрение было более важным - они обнаружили, что, если центральная часть фотографии отсутствует, люди все же могут определить, на что они смотрят. Но когда периферийная часть изображения отсутствовала, они не могли сказать, была ли это гостиная или кухня.

Периферийное зрение и переключение каналов. Вы тот самый человек, который берёт пульт и быстро просматривает каналы, потратив лишь долю секунды на каждый из них? Или вы тот человек, который действительно раздражается, когда другие это делают! Последняя теория состоит в том, что эти «переключатели» используют периферийное зрение, чтобы получить суть того, что находится на экране, а затем перейти к следующему.

#23 – Вы обладаете врожденной способностью к имитации и эмпатии

Если вы станете лицом к лицу с маленьким ребенком, а затем высунете свой язык, ребенок тоже высунет свой язык. Это происходит с очень раннего возраста (даже меньше одного месяца). И что? Какое это имеет отношение к чему-либо? Это пример встроенного, подключенного к нашему мозгу потенциала для имитации. Недавние исследования мозга показывают, как происходит наше подражательное поведение.

Зеркальные нейроны приступают к работе. В передней части мозга имеется секция, называемая премоторной корой. Это часть мозга, где вы планируете двигаться. (она говорит с первичной двигательной корой, которая посылает сигналы, заставляющие фактически нас двигаться). Поэтому, если вы держите рожок мороженого, и вы думаете о том, чтобы переместить руку, чтобы довести рожок мороженого до вашего рта, а затем делаете это, вы можете сначала увидеть, как премоторная кора загорается, а затем загорается первичная кора головного мозга, нейроны в премоторной коре начинают свою работу. Здесь начинается самое интересное. Если вы посмотрите, как кто-то другой поднимет руку и съест рожок мороженого, то за работу примется всё та же группа нейронов. Просто наблюдая за тем, как другие люди предпринимают действия, некоторые из тех же нейронов начинают работу, как будто вы действительно двигаетесь. Это подмножество нейронов было названо «зеркальными нейронами». Мы являемся носителями зеркальных нейронов вместе с приматами.

Кто главный? Как ваш мозг знает, когда вы принимаете это действие, или наблюдаете за тем, как кто-то другой принимает действие? После того, как ваши зеркальные нейроны приступили к работе, наблюдая, как ваш друг облизал рожок мороженого, срабатывает обратная связь. Ваш мозг регистрирует, что вы никакое мороженое не пробовали, поэтому вы знаете, что наблюдаете, как кто-то ест мороженое, а не то, что вы просто сами съели мороженое.

Не только подражание, но и сочувствие. Новые теории заключаются в том, что эти зеркальные нейроны - это инструмент, который помогает нам сопереживать другим. Мы буквально переживаем то, что другие испытывают через эти зеркальные нейроны, и это позволяет нам глубоко и буквально понять, как чувствует себя другой человек.

Так в чем же дело? Какие последствия вы можете извлечь из знания о зеркальных нейронах?

  • Не стоит недооценивать силу наблюдения за кем-то другим. Если вы хотите повлиять на чье-то поведение, тогда покажите ему кого-то другого, выполняющего эту задачу.
  • Другое исследование показало, что истории создают в сознании такие же изображения, как и зеркальные нейроны. Поэтому истории очень сильны.
  • Видео на веб-сайте особенно убедительно. Хотите, чтобы люди получили прививку от гриппа? Покажите видео других людей в очереди в клинике, получающей прививку от гриппа. Хотите, чтобы дети питались овощами? Покажите видео других детей, которые едят овощи. Зеркальные нейроны сделают всю работу за вас.

#24 – Бренды и логотипы воздействуют на вас сильнее всего, когда вы грустны или напуганы

Вот сценарий 1: вы встречаетесь со своими друзьями, чтобы посмотреть, как ваша родная команда играет по телевизору. Они побеждают! После полудня веселья вы останавливаетесь в продуктовом магазине по дороге домой. У вас хорошее настроение. Вы более склонны покупать обычные мюсли, которые вы всегда покупаете, или попробуете что-нибудь новое?

Вот сценарий 2: в пятницу днем ​​ваш босс призывает вас сказать вам, что он недоволен вашим последним докладом о проекте. Вы не раз говорили ему, что с проектом имеются проблемы, и просили дать вам больше сотрудников. Вы чувствуете, что все ваши предупреждения были проигнорированы. Теперь он говорит вам, что эта работа плохо отразится на вашей карьере, и вы даже можете потерять работу. По дороге домой вы останавливаетесь в продуктовом магазине. Вам грустно и страшно. Вы более склонны покупать обычные мюсли, которые вы всегда покупаете, или попробуете что-нибудь новое?

Вы хотите то, что вам знакомо. Серия исследований Марике де Врис из Университета Радбуда в Неймегене, Нидерланды, показывает, что, когда люди грустны или напуганы, они хотят того, что им уже знакомо. Когда люди находятся в счастливом настроении, они не так чувствительны к тому, что знакомо, и готовы попробовать что-то новое и другое.

Относительно страха потери - эта жажда знакомого и предпочтение знакомому бренду, вероятно, связано с нашим основным страхом потери. В моей книге «Нейро-веб-дизайн: что заставляет их кликать?» у меня есть глава о страхе потери. Когда мы грустим или боимся, наш старый мозг и наш средний (эмоциональный) мозг находятся в состоянии тревоги. Мы должны защитить себя. И быстрый способ быть в безопасности - это идти с тем, кто вам знаком; с чем вы знакомы. Известный бренд знаком. Известный логотип знаком. Поэтому, когда мы грустим или боимся, мы склоняемся к брендам и логотипам, которые мы знаем.

Легко изменить чужое настроение. Оказывается, очень легко повлиять на чье-то настроение, особенно в краткосрочной перспективе (например, чтобы вдохновить совершить покупку на веб-сайте). В исследовании Марике де Врис участникам показывали видеозаписи Muppets (чтобы спровоцировать хорошее настроение) в сравнении с фильмом «Список Шиндлера» (чтобы спровоцировать плохое настроение). Люди сообщали, что их настроение значительно повысилось после Muppets и значительно снизилось после «Списка Шиндлера». Это изменение настроения повлияло на их действия в остальной части исследования.

Итоги. Если вы сообщаете о страхе, потере, проблеме и так далее, это приведёт к большему количеству действий, если ваш бренд знаком. Если вы даете сообщения о веселье, легкости и юморе, это приведет к большему количеству действий, если ваш бренд ещё новый.

#25 – Доверять интуиции или логике? Всё зависит от настроения

Ранее мы рассмотрели, как настроение влияет на вашу реакцию на бренды, которые вы знаете, я рассказала об исследованиях Марике де Врис из Университета Радбуда в Неймегене в Нидерландах. Де Врис также исследовал два типа принятия решений: интуитивный и логический, основанный на анализе альтернатив, преимуществ и недостатков. Де Вриса интересовало, какой из типов принятия решений был лучше, а также то, как на это влияло настроение человека.

Когда использовать логический поход - исследование Дийкстерхьюиса показывает, что, когда вам нужно принять простое решение, лучше воспользоваться логическим подходом.

Когда нужно использовать интуитивное принятие решений - исследование Шива показывает, что при принятии сложных решений лучше довериться собственной интуиции.

Какую роль играет настроение? – В своих исследованиях Де Врис пошел дальше, чтобы узнать, как настроение повлияло на принятое решение, и обнаружил, что, когда вы находитесь в счастливом настроении, вы больше полагаетесь на свою интуицию, принимая при этом более правильные решения. Когда вы находитесь в печальном настроении, вы полагаетесь на свою логику и тоже принимаете правильные решения.

Выводы - Если вы находитесь в хорошем настроении и/или принимаете сложное решение, лучше доверять своей интуиции. Если вы находитесь в плохом настроении и/или принимаете простое решение, используйте логический подход.

Продолжение: Часть 8

Содержание

Перевод: Артемий Кайдаш

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1