В современных образовательных системах наблюдается интерес к разработке новых подходов, особенно в дошкольном и школьном образовании. В высшем образовании традиционные методы обучения все еще преобладают.
В традиционной модели обучения преподаватель выступает в роли носителя всей необходимой информации, а студенты, слушая лекции и изучая рекомендованную литературу, должны освоить материал и продемонстрировать это освоение на семинарах и экзаменах. В таком взаимодействии преподаватель и студент выступают как две информационные системы, формально, без учета индивидуальных особенностей.
Однако, интерес к ответу студента как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов, ограничивается не содержанием предмета (которое одинаково для всех), а тем, насколько полно ответ его отражает. Студент при ответе ориентируется не на глубокое понимание предмета, а на воспроизведение полученных знаний, что делает обучение неэффективным.
Модель позиционного обучения стремится максимально сконцентрировать познавательную деятельность студентов на изучаемом материале, усилить личностное взаимодействие между преподавателями и студентами, а также снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения в вузе.
Основания модели позиционного обучения:
- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: развитие высших психических функций рассматривается как опосредованный процесс, где общественный человек вырабатывает искусственные стимулы (знаки) для управления поведением личности, а интериоризация этих знаков делает их инструментами индивидуальной психики.
- Теория деятельности А.Н. Леонтьева: движущей силой психического развития является активность субъекта, которая в процессе обучения превращается в деятельность.
- Концепция М.М. Бахтина: многоголосье, отражающее различные взгляды на проблему, является важным элементом содержательной стороны рассматриваемого вопроса.
- Подход к диалектическому мышлению: оперирование отношениями противоположности, важный инструмент творческого мышления, способствует продуктивному решению задач.
Модель позиционного обучения включает три этапа:
- Коллективно-распределенная деятельность: знакомство студентов с инструментами анализа предметного содержания на внешнем уровне.
- Индивидуальная деятельность: освоение системы инструментов и перевод их во внутренний план.
- Анализ и проектирование образовательных систем.
Первый этап (коллективно-распределенная деятельность) является основным и включает в себя:
- Определение основных единиц формируемой системы средств: понятия, представленные в знаковой форме; схематические изображения; символические изображения.
- Построение деятельности, в которой сами средства выступают в качестве предмета: выявление понятий в тексте, создание наглядных пространственных схем, отражающих связи между понятиями.
- Удержание пространства содержания изучаемого материала: перекодирование текста в более сжатом виде (например, в тезисы).
Внедрение модели позиционного обучения предполагает не только освоение объективного пространства содержания изучаемого предмета, но и создание личностного пространства студента, что снимает отчуждение между изучаемым материалом и личностью.
Для этого создаются три самостоятельных пространства:
- Пространство студента в содержании предмета: освоение нормативного пространства предметного содержания.
- Пространство предмета в субъективном пространстве смыслов студента: включение пространства предмета в личностную систему смыслов.
- Совместное пространство преподавателя и студентов: равенство позиций преподавателя и студентов, создание условий для диалога.
В модели позиционного обучения используются позиции:
- Тезис: передача основного содержания в сжатой форме.
- Понятие: составление списка понятий, раскрывающих содержание, и их определение.
- Схема: представление содержания в виде схемы.
- Критик: обнаружение несоответствий и противоречий в изучаемом материале.
- Апологет: подчеркивание позитивных сторон изучаемого содержания.
- Символ: отражение содержания в символической форме (наглядный образ).
- Поэты: создание поэтического произведения, отражающего изучаемый материал или процесс его изучения.
- Театр: постановка театрализованной миниатюры, отражающей изучаемые вопросы.
- Рефлексия: анализ трудностей, связанных с усвоением материала.
- Эксперт: оценка деятельности всех участников учебного процесса.
- Вопрос: формулировка содержательных вопросов.
- Практика: применение изучаемого материала за пределами учебного пространства.
- Диалектик: представление диалектических отношений между единицами изучаемого материала.
Организация обучения:
- Три этапа работы над темой: информационный (знакомство с нормативной стороной), смысловой (работа с одной из позиций), демонстрационно-дискуссионный (представление результатов аудитории).
- Распределение студентов по группам: выбор позиции каждой группой, представление всех позиций.
- Демонстрация результатов работы: выступление каждой группы в течение пяти минут, ответ на вопросы, сдача бланков.
Результаты применения модели позиционного обучения:
- Снижение экзаменационной тревожности.
- Положительное отношение к предмету.
- Активное участие студентов в учебном процессе.
- Глубокое освоение изучаемого материала.
- Снятие отчуждения между предметом и студентом.
Модель позиционного обучения является эффективным инструментом для повышения качества образования в вузе, способствует формированию творческого мышления и развитию личности студента.
Поделиться