В первую очередь редактор работает с текстами, приводя их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публикациям определенного жанра. Это касается исправления речевых недочетов (кому же приятно читать книгу или статью, содержащую опусы типа «Подъезжая к станции, с него слетела шляпа»), переформулирования неясных или сложных для восприятия фраз. Редактор отвечает за приведение, текста в соответствие с жанром издания.
Так, к примеру, научная статья, параграф школьного учебника и статья в популярном журнале, посвященные одному и тому же вопросу (например, причинам начала Великой Отечественной войны), будут написаны абсолютно по-разному. Одна из важнейших задач редактора - привести текст в соответствие с тем, кому он адресован и для чего будет использоваться. Кроме того, он должен проследить, чтобы стиль был единообразным: странно и нелепо выглядят тексты, в которых один абзац будто бы выписан из научной диссертации, а соседний с ним больше напоминает желтую прессу.
Помимо редактирования текстов, в ряде случаев редакторы выполняют и дополнительные функции, по сути являющиеся управленческими. Так, они рассматривают поступившие в издательство материалы и принимают обоснованные решения: принять их в печать, отклонить, или же вернуть авторам на доработку. Ищут и привлекают к работе новых авторов. Координируют работу других специалистов, участвующих в подготовке издания (распределяют работу между корректорами и верстальщиками, ищут художников для оформления произведений, размещают заказы в типографиях и т. п.).
Определяют общую политику изданий: какого рода материалы в них включать, в расчете на каких читателей. Впрочем, это касается, прежде всего, тех специалистов, которые уже сделали карьеру на редакторском поприще, достигли определенных профессиональных высот (например, получили должность главного редактора журнала). В небольших издательствах редакторы нередко исполняют также функции корректора — ликвидируют опечатки, грамматические ошибки и дефекты набора в готовящихся к печати текстах.
Редактор — самая массовая профессия в издательской сфере. Такие специалисты работают во всех издательствах, публикующих книги, журналы, газеты. В последнее время их все чаще привлекают и для работы с солидными интернет-сайтами. Их труд находит применение и в других средствах массовой информации — так, существуют редакторы, участвующие в подготовке радиоэфиров и телепрограмм. Весьма специфична деятельность музыкальных редакторов — работников, обеспечивающих музыкальное сопровождение теле- и радиопрограмм, массовых мероприятий и т. п.
Чаще всего редакторами становятся люди, имеющие высшее филологическое образование, хотя возможны и другие варианты (например, высшее журналистское образование). Редактору необходима безупречная грамотность, владение языком во всем его богатстве, знание специфики различ¬ных жанров текстов (художественный, научный, популярный и др.), понимание специфики конъюнктуры той издательской сферы, в которой он трудится, высокая общая эрудированность. Необходимо хорошо уметь работать с компьютером. Важное преимущество дает знание иностранных языков.
Из личностных качеств редактору требуется пунктуальность, усидчивость, внимательность, готовность работать с большими объемами информации. Редакторам, работающим с узкоспециальными текстами (например, в научных журналах), желательно иметь дополнительную подготовку в той области, которой посвящены эти издания.
Спрос на рынке труда на представителей этой профессии стабильный, несколько превышающий предложение. Для молодых специалистов сложность может вызвать то, что работодатели предъявляют повышенные тре¬бования к предшествующему опыту работы соискателей. Уровень дохода «рядовых» редакторов не очень велик, примерно 2/3 от средней зарплаты в промышленности, однако по мере карьерного роста он может увеличиться в несколько раз.
Карьерные перспективы редактора — продвижение от работника, который лишь редактирует те материалы, что ему поручили, к тому, кто само¬стоятельно определяет общую политику издательства, привлекает авторов, координирует работу других специалистов (например, можно стать главным редактором журнала или менеджером проектов в крупном издательстве научно-популярной литературы). В перспективе возможно основание собственного издательского бизнеса, однако управление им является делом весьма «интеллектуально емким», требует прекрасной профессиональной эрудиции и организаторских способностей.
Поделиться