Норматив численности сотрудников департамента бюджетных продаж
1.1 Область применения
1.1.1 Настоящий Стандарт устанавливает общие требования к расчету численности персонала Подразделений бюджетных продаж ГП и филиалов ООО "ХХХ" (далее Компания). Стандарт обязателен для использования при формировании штатного расписания и расчета необходимой численности (формировании ресурсного плана) ГП и филиала.
1.1.2 Данный стандарт вступает в силу сразу после его утверждения.
1.1.3 Требования настоящего Стандарта должны знать следующие должностные лица:
- Директора регионального управления ООО "ХХХ";
- Заместитель генерального директора по персоналу;
- Ведущий специалист Службы учета и статистики кадров Отдела персонала, ответственный за работу с филиалами;
- сотрудники группы организации и нормирования труда Отдела труда и заработной платы;
- сотрудники, ответственные за ведение кадрового делопроизводства в ГП и филиалах (Менеджеры по персоналу);
- сотрудники Службы кадрового аудита;
- сотрудники Региональных управлений и Административной группы Управления обеспечения операционной деятельности Департамента регионального управления;
- Директора филиалов ООО "ХХХ";
- коммерческие директора ГП и филиалов;
- Начальник Отдела бюджетных продаж;
- Управляющий бюджетными продажами региона.
1.2 Нормативные ссылки
1. Методические рекомендации КДФ М-001 от 26.08.2005 г.
1.3 Термины, определения и сокращения
Ресурсный план по численности - плановые значения численности персонала Компании в помесячной разбивке по функциональным подразделениям;
Штатное расписание - модель организационно-штатной структуры определенного филиала;
Компания - ООО "ХХХ";
ОТиЗ - Отдел труда и заработной платы;
РТП - Региональное торговое представительство;
СУС - Система Управления Сбытом;
ГП – Головное предприятие.
2 Внутреннее содержание стандарта
2.1.1 На основании данных за период 2008 г. был проведен анализ следующих показателей:
- средняя численность сотрудников Подразделений бюджетных продаж ГП и филиалов за анализируемый период (чел.);
- количество клиентов в разбивке по категориям A; B; C; D (на основании информации предоставляемой Отделом управленческой отчетности и планирования);
- анализ данных по периодичности посещения клиентов менеджерами по бюджетным продажам;
- анализ временных затрат на дорогу до клиентов территориально расположенных в области;
- анализ основных должностных обязанностей сотрудников Подразделений бюджетных продаж ГП и филиалов с распределением по времени (Приложение А);
Исходя из полученных данных, были выведены территориальный коэффициент и поправочный коэффициент для каждого филиала применяемые при расчете штатной численности сотрудников подразделений бюджетных продаж.
2.2 Принципы расчета численности сотрудников подразделений бюджетных продаж ГП и филиалов:
Настоящий стандарт определяет следующий алгоритм расчета, необходимой численности сотрудников Подразделений бюджетных продаж ГП и филиалов:
2.2.1 Рекомендуется формирование Подразделений бюджетных продаж по принципу территориальной принадлежности.
2.2.2 Численность сотрудников Подразделений бюджетных продаж определяется исходя из следующих параметров:
2.2.3.1 Средняя норма периодичности посещения клиентов менеджерами по бюджетным продажам:
При существующей классификации клиентов (A; B; C; D) задаем норматив периодичности посещения клиентов менеджерами по бюджетным продажам:
Таблица 1 Периодичность посещения клиентов менеджерами по бюджетным продажам
Группы клиентов |
Периодичность посещения |
А |
1 посещение в неделю |
B |
1 посещение в 2 недели |
C и D |
1 посещение в месяц |
2.2.3.2 Определяем суммарную нагрузку (мин) на сотрудников Подразделений бюджетных продаж по группам клиентов (А; B; С; D):
ТАВСD = (ЧкА * Т) * nA + (ЧкВ * Т) * nВ + (ЧкС * Т)* nC + (ЧкD * Т) * nD,
где: (ЧкА; ЧкВ; ЧкС; ЧкD) – количество клиентов, приходящееся на каждую группу (А; В; С; D)
Соответственно
Т – среднедневная норма времени в расчете на одно посещение клиента (Приложение А);
nA; nВ; nC; nD – число посещений клиентов по группам (А; В; С; D) соответственно (Таблица1).
2.2.3 На основании полученных данных производим расчет численности менеджеров по бюджетным продажам филиалов (Чм.) по следующей формуле:
Чм = (ТАВСD * k) : Тмес
где: Тмес - среднемесячный фонд рабочего времени;
k - поправочный коэффициент для каждого филиала (Приложение В) определяется по формуле: k = ,
где: TД – среднее время затрачиваемое менеджером по бюджетным продажам на дорогу в расчете на одного клиента территориально находящегося в городе;
TР - среднедневная нормы времени на выполнение основных должностных обязанностей менеджером по бюджетным продажам без учета ТД;
d гор - доля городских клиентов от общей численности клиентов;
d обл - доля областных клиентов от общей численности клиентов;
k тер - территориальный коэффициент рассчитывается как отношение среднего значения времени затрачиваемого менеджером на дорогу до областного клиента к среднему значению времени на дорогу до городского клиента:
kтер = ,
где: ТДОБЛ 1 - среднее время, затрачиваемое менеджером на дорогу до областного клиента.
2.2.4 Среднее время на дорогу до областного клиента в филиалах с расширенной зоной ответственности рассчитывается как отношение суммарного времени командировки в расчете на одного клиента, к среднедневной норме времени на выполнение основных должностных обязанностей менеджером по бюджетным продажам, в расчете на одно посещение.
kтер = ,
где; ТДОБЛ 2 - среднее значение времени, затрачиваемое менеджером на дорогу до областного клиента расположенного в филиалах с расширенной зоной ответственности.
ТДОБЛ 2 = Тк : L,
где; ТК – среднее время командировки;
L – среднее количество точек обслуживания.
ТК = d * t,
где; d – средняя продолжительность командировки (день);
t – дневная норма рабочего времени (мин).
Расчетные значения параметров указаны в Приложении А; Б; В; Г.
2.2.5 Расчет численности помощников менеджеров по бюджетным продажам филиалов (Чп) по следующей формуле
Чп = ((А * FА) + (К * FК)) : Тмес
где: Тмес - среднемесячный фонд рабочего времени;
А - количество аукционов (электронные, открытые);
К - количество котировок;
FА - среднее время на проведение одного аукциона;
FК - среднее время на проведение одной котировки.
2.3 Открытие и/или закрытие вакансий в штатном расписание ГП осуществляется согласно Положению о работе с персоналом ГП ООО "ХХХ" (в области подбора, отбора, адаптации и увольнения) № П – 306 от 27.09.2001 г.
Открытие и/или закрытие вакансий в штатном расписание филиала осуществляется согласно Порядку «Формирование и утверждение штатных расписаний филиалов ООО "ХХХ" № ПР. HR-469.06 от 17.08.2006 г.
3 Планирование и оперативный анализ потребности в персонале
Планирование численности сотрудников коммерческой службы ГП и филиалов осуществляется ежегодно в декабре, на следующий год в помесячной разбивке. Данные по численности рассчитываются по итогам декабря года, предшествующего расчетному, исходя из принципов расчета приведенных в настоящем Стандарте.
Формируется ресурсный план по численности персонала коммерческой службы ГП и филиалов ООО "ХХХ", в разбивке по должностям.
4 Особенности
4.1 В случае исключительных особенностей деятельности Сбытовых подразделений ГП и филиалов допускается изменение численности сотрудников данных подразделений на основании направленного запроса в виде служебной записки с указанием конкретного обоснования. По данному запросу сотрудники ОТиЗ проводят дополнительный расчет и дают экспертную оценку о целесообразности изменения численности сотрудников Сбытовых подразделений. Возможен выезд сотрудников ОТиЗ в регион с целью оценки ситуации на местах.
5 Ответственность и контроль
Ответственность за выполнение требований настоящего Стандарта несут:
- за качество формирования ресурсного плана ГП и филиалов, а также анализ потребности в текущем режиме – Начальник ОТиЗ,
- за целесообразность изменения численности сотрудников Руководители Сбытовых подразделений/Директора филиалов.
Контроль исполнения требований Стандарта осуществляет Заместитель Генерального директора по персоналу.
Приложение А
Среднедневная норма времени на выполнение основных должностных обязанностей менеджером по бюджетным продажам, в расчете на одно посещение клиента
Должность |
Функции |
Трудоемкость одно посещение клиента |
Менеджер по продажам |
Планирование деятельности |
5 |
Подготовка к визиту |
5 |
|
Визит к клиенту |
30 |
|
Дорога |
60 |
|
Отчет |
10 |
|
Работа с претензией |
10 |
|
Итого: |
120 |
(Время на дорогу является средним значением и предполагает возможность исключения утреннего посещения офиса менеджером по бюджетным продажам, т. е. отсчет времени на дорогу до клиента ведется с начала поездки к клиенту)
Приложение Б
Основные критерии для расчета штатной численности менеджеров по продажам коммерческой службы:
Условное обозначение |
Определение условного обозначения |
Постоянные величины |
Тмес |
Среднемесячный фонд рабочего времени (мин.) |
9900 |
TД + TР |
Среднедневная норма времени на выполнение основных должностных обязанностей менеджером по бюджетным продажам, в расчете на одно посещение клиента (мин.) |
120 |
TД |
Среднее время, затрачиваемое менеджером по бюджетным продажам на дорогу в расчете на одного клиента территориально находящегося в городе (мин.) |
60 |
TР |
Среднедневная норма времени на выполнение основных должностных обязанностей менеджером по бюджетным продажам без учета ТД (мин.) |
60 |
ТДОБЛ 1 |
Среднее время, затрачиваемое менеджером на дорогу до областного клиента (мин.) |
78 |
K тер |
Территориальный коэффициент |
1,3 |
NA |
Количество посещений клиентов группы А |
4,3 |
NВ |
Количество посещений клиентов группы В |
2,1 |
NC; nD |
Количество посещений клиентов группы С;D |
1 |
ТДОБЛ 2 |
Среднее время, затрачиваемое менеджером на дорогу до областного клиента расположенного в филиалах с расширенной зоной ответственности (мин.) |
288 |
Т К |
Среднее время командировки (мин.) |
1440 |
L |
Среднее количество точек обслуживания |
5 |
D |
Средняя продолжительность командировки (день) |
3 |
T |
Дневная норма рабочего времени (мин.) |
480 |
Приложение Г
Средняя норма времени на проведение 1 аукциона; средняя норма времени на проведение 1 котировки.
Этапы проведения конкурсов |
Этапы проведения конкурсов |
Средняя трудоемкость проведения 1 конкурса по системе филиалов (мин.) |
Открытый и электронный Аукцион |
Планирование |
195 |
Подготовка |
||
Проведение |
||
Обработка результатов |
||
Товарное обеспечение выигранных аукционов |
||
Котировка |
Планирование |
56 |
Подготовка |
||
Проведение |
||
Обработка результатов |
||
Товарное обеспечение выигранных аукционов |
Поделиться