Одним из наиболее сложных этапов отборочной процедуры является проведение предварительного и основного отборочного интервью.
В процессе этого интервью линейному менеджеру или менеджеру по персоналу необходимо выяснить большой объем информации о кандидате и подготовить или принять решение о найме данного кандидата на работу.
Для того чтобы интервью было эффективным и позволило собрать необходимую информацию о кандидате большое значение имеют "заготовленные" вопросы, а также ясное представление у интервьюера о том, что же он хочет выяснить с их помощью.
Ниже мы приводим перечень вопросов, в свое время рекомендованных одним из крупных специалистов по отбору и оценке кадров. Мы надеемся, этот перечень поможет Вам в составлении интервью с будущими кандидатами.
ЦЕЛЕВЫЕ ВОПРОСЫ
РАССКАЖИТЕ МНЕ О ВАШЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ (НАСТОЯЩЕЙ) РАБОТЕ
Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего хода интервью. Первое впечатление о кандидате.
ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИЛОСЬ (НРАВИТСЯ) В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
То, что человеку нравится, является его сильной стороной.
ЧТО ВАМ МЕНЬШЕ ВСЕГО НРАВИЛОСЬ (НРАВИТСЯ) В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Ключевые вопросы - о том, что не нравится - указывают на слабые стороны
человека. Как он ведет себя, отвечая на этот вопрос, выявляет откровенность.
КАК ВЫ ПОЛУЧИЛИ РАБОТУ В __________ КОМПАНИИ?
Может указывать на инициативность или поиск резервов.
КАКОВЫ ВАШИ НАСТОЯЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ?
ЧТО ВЫ О НИХ ДУМАЕТЕ?
Базовая информация.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ ВАШИ ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В _______________ КОМПАНИИ?
Является ли этот человек ориентированным на достижения.
БЫЛИ ЛИ КАКИЕ-ТО ОШИБКИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ ИЛИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЛИСЬ НЕ ОЧЕНЬ УДАЧНО? РАССКАЖИТЕ МНЕ О НИХ.
Принимает ли он на себя ответственность за свои неудачи.
КАКОЙ ЛИЧНЫЙ ПРОГРЕСС БЫЛ ДОСТИГНУТ ЗА ВРЕМЯ РАБОТЫ В ____________ КОМПАНИИ?
Является ли он растущим человеком.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВАШЕЙ ДОЛЖНОСТИ В ____________ КОМПАНИИ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТ РАБОТЫ В ЭТОЙ КОМПАНИИ?
Научился ли он чему-либо? Насколько содержательной (осмысленной) была работа?
В КАКОЙ ДЕНЬ ИЗМЕНИЛАСЬ ВАША РАБОТА С ТЕХ ПОР, КАК ВЫ ВПЕРВЫЕ ПРИШЛИ В КОМПАНИЮ?
Показывает ли он картину роста?
ОПИШИТЕ В ОБЩИХ СЛОВАХ СЕБЯ.
Каково его представление о самом себе?
Может ли человек адекватно и связанно рассказать о себе. На какие качества делает упор, что рассказывает в первую очередь (наиболее приятные для него моменты), может ли рассказать о своих проблемах, не возникает ли у него чувство агрессии.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ У ВАС ВЫДАЮЩИЕСЯ (OUTSTANDING) КАЧЕСТВА?
Уверен ли он в своих навыках? То, что описывает, считает своими сильными качествами, если не знает что сказать неуверен в себе.
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О СВОИХ НЕДОСТАТКАХ И ЧТО НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ?
Насколько реалистично он оценивает себя?
КАКИЕ ЧЕРТЫ ИЛИ КАЧЕСТВА ВАМ НРАВЯТСЯ В ВАШЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ НАЧАЛЬНИКЕ?
Насколько хорошо он его подает? Адекватность восприятия других людей, общая критичность, умение выделять главное, характер отношения к руководителю, способность объективно оценить человека.
КАКОЙ ФАКТОР ВНЕС ОСНОВНОЙ ВКЛАД В ВАШИ УСПЕХИ К НАСТОЯЩЕМУ МОМЕНТУ?
Биографические данные и личные качества.
КАКОВЫ ВАШИ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?
Мыслительный процесс. Социально желаемые цели, что именно демонстрирует человек, способность планировать, умение конкретизировать желания и устремления.
ЕСЛИ БЫ ВЫ НАЧИНАЛИ ВСЕ С НАЧАЛА, КАК БЫ ВЫ ИЗМЕНИЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ И КАРЬЕРУ?
Процесс мышления плюс базовая информация. Чем недоволен человек, что он оценивает негативно, текущие проблемы.
КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ТОГО, ЧТО ВЫ ОСТАВЛЯЕТЕ СВОЮ РАБОТУ?
Это имеет смысл? Логическое обоснование? Отношение к работе и работодателю.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ____________ ЛЕТ ЧТО РЕАЛЬНО СБЫЛОСЬ ИЗ ВАШИХ ОЖИДАНИЙ?
Что реально происходило? Что волнует человека, что он отмечает.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАК БЫ ВАС ОПИСАЛ ВАШ ПРОШЛЫЙ (НАСТОЯЩИЙ) РАБОТОДАТЕЛЬ (НАЧАЛЬНИК)?
Не чувствуется ли здесь конфликта? Согласуется ли это с его самооценкой?
БЫЛО ЛИ В ВАШЕЙ РАБОТЕ ЧТО-ТО, ЧТО ВЫ СЧИТАЛИ ТРУДНЫМ ДЛЯ СЕБЯ?
КАК ВЫ С ЭТИМ СПРАВЛЯЛИСЬ?
Как он решает проблемы? Видит ли он реальные трудности.
В КАКИХ РАБОТАХ ВЫ УЧАСТВОВАЛИ СВЕРХ СВОИХ ОБЫЧНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ?
Базовая мотивация и паттерны мышления. Работоспособность, желание работать, сферы интереса.
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ВАШИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗА ВРЕМЯ УЧЕБЫ?
Это социальные успехи, командные или лидерские?
ЧТО БЫЛО САМЫМ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ОПЫТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ?
Каковы его базовые установки по отношению к обучению?
ЧЕМУ
продолжение:
ВЫ УЧИЛИСЬ?
Мыслительные паттерны, базовые интересы.
ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ РЕГУЛЯРНО?
Имеет ли он хорошие навыки чтения?
СЛУШАЕТЕ ЛИ ВЫ КАКИЕ-НИБУДЬ ОБУЧАЮЩИЕ КАССЕТЫ, И КАКОГО РОДА, ХОДИТЕ ЛИ НА КУРСЫ?
Ориентирован ли он на рост, развитие?
ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ.
"Что Вам сообщили о нашей компании и предполагаемой работе в агентстве?"
"Как (по каким параметрам) Вы будете оценивать результаты прохождения испытательного срока?"
Предлагаем также Вам присылать к нам на сайт интересные с Вашей точки зрения вопросы, которые Вы придумали в процессе вашей практики отбора персонала.
Мы надеемся, что такой обмен идеями может быть полезен для всех руководителей, которым приходится постоянно заниматься проблемами отбора кадров.
Поделиться