Если ваш компьютер подцепил какую-то заразу, на помощь приходит антивирусная программа. При своевременном её обновлении риск повторного заражения существенно снижается. По аналогии надо действовать и компаниям, чей HR-бренд пытаются «инфицировать» через отзывы в интернете. Только в качестве «антивирусника» в данном случае будет выступать комплекс услуг по мониторингу и реагированию на негатив в сети, поясняют в Агентстве «ВАЖНО знать».
Свои среди чужих
В век цифровых технологий имидж работодателей и основательность их позиций на рынке труда всё больше зависят от содержания, тональности и массовости отзывов на различных интернет-площадках. Среди них – собственные корпоративные ресурсы и группы в соцсетях, тематические сайты, сообщества и форумы, посвящённые рекрутингу, всевозможные справочники и доски объявлений.
Не менее разнообразно и авторство оставляемых там постов и комментариев. Большую их часть публикуют (не всегда представляясь настоящими именами) действующие или бывшие работники. Охотно вставляют свои пять копеек и соискатели.
Причём, по некоторым подсчётам, до трети интернет-откликов приходится на долю кандидатов, которые по тем или иным причинам не были наняты или же сами отказались от предложенных вакансий. Так что эйчарам ещё и из этих соображений следует деликатно относиться к проведению собеседований. По возможности стремитесь не портить отношения даже с претендентами, не прошедшими сито отбора.
О бывших и нынешних
Отношение к компании со стороны экс-сотрудников трудно рихтовать. Ведь у вас не остаётся рычагов административного и экономического влияния. Поэтому важно, какое впечатление бывшие члены коллектива вынесут с тех пор, когда ещё работали у вас, и насколько безболезненно пройдёт сама процедура увольнения. Если не приключилось ничего экстремального, старайтесь расставаться с людьми по-доброму, даже если инициатором кадровых перемен являетесь вы, а не работник.
Действующие сотрудники более зависимы от вас. Но не стоит злоупотреблять этой зависимостью. Есть, конечно, такие натуры, которым ничем не угодишь. Но зачастую возмущение бывает в той или иной степени обоснованным. Обеспечить сносные, а желательно – хорошие, стимулирующие к высокой самоотдаче персонала, условия труда – прямая обязанность работодателя. Её невыполнение приведёт к тому, что правда всё равно просочится в сеть, несмотря на любые запреты и запугивания. Тем более, ничто не мешает раздражённому сотруднику пропесочить вас анонимно и не обязательно со служебного компьютера.
Возвращаясь к аналогии с антивирусными программами, напомним, что, при всей их надёжности, самим интернет-пользователям надо соблюдать определённую осторожность – обходить стороной заведомо сомнительные сайты и не открывать наиболее подозрительные из электронных писем. Существуют и элементарные меры предосторожности, которых следует придерживаться кадровым службам.
Плюсы и минусы к карме
Подпортить доброе имя работодателя способны посты и комментарии, дискредитирующие любую из основных составляющих EVP (ценностного предложения сотруднику): компания, люди, работа, вознаграждение, условия труда, возможности.
Особенно восприимчивы соискатели к негативной информации, касающейся таких моментов, как: размер и своевременность заработной платы, возможность выполнения KPI и получения полагающихся при этом премиальных, режим труда и отдыха, объём и содержание социального пакета, атмосфера в коллективе, личностные качества руководителей высшего и среднего звена. При этом каждый самостоятельно решает, что из перечисленного является критичным лично для него.
У компаний с качественным EVP и крепким HR-брендом в целом больше охват рынка труда. На вакансии таких работодателей охотнее откликаются не только активно ищущие новую работу кандидаты, но и квалифицированные специалисты, которые вполне комфортно чувствуют себя и на старом месте, но не прочь рассмотреть и альтернативные предложения, если им предложить лучшие условия или перспективы.
Помимо увеличения числа откликов на свои объявления о наборе сотрудников и большего процента качественных резюме, работодатели, позаботившиеся о своём HR-бренде, добиваются и других преимуществ. Такие компании закрывают вакансии в короткие сроки, реже сталкиваются с отказами на этапе job offer, снижают затраты на подбор и обучение персонала.
Искоренить нельзя контролировать
Вы не доллар, чтобы всем нравиться. Будьте готовы к тому, что некоторое количество негативных отзывов о вашей компании будет в сети всегда. Вопрос – в их количестве и популярности у поисковых систем и интернет-пользователей. Также важно, чтобы на релевантных ресурсах поддерживался баланс позитивных, нейтральных и отрицательных высказываний по одним и тем же аспектам, чтобы последние не были в большинстве и не воспринимались как истина в последней инстанции.
Всего этого можно добиться, если совместить усилия по решению имеющихся в организации проблем в сфере HR с привлечением на аутсориснг экспертов по защите HR-бренда. Профильное агентство наладит постоянный мониторинг упоминаний вашей компании, подготовит оптимальную стратегию по корректировке имиджа в сети.
После согласования концепции с заказчиком специалисты приступят к формированию благоприятного информационного фона и предложат варианты оперативного реагирования на конкретные критические публикации, появляющиеся как спонтанно, так и в рамках чёрного пиара, который, возможно, заказали недобросовестные конкуренты.
Автомата маловато
Что касается мониторинга, то он бывает автоматическим и ручным.
Первый хорош охватом больших объёмов информации и множества источников. При этом лучше использовать не одну, а сразу несколько автоматизированных систем поиска, поскольку у каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, свои приоритеты.
Второй позволяет не упустить из поля зрения публикации, привязку которых к вашему HR-бренду искусственный разум распознать не в состоянии. Например, из-за сарказма автора. Или из-за того, что он, обложив работодателя последними словами, не указал напрямую в комментарии название компании, вытекающее из контекста. Кроме того, без ручного режима не обойтись, когда заказчика интересуют конкретные интернет-площадки, которые игнорируются распространёнными мониторинговыми ботами.
Выходит, наиболее эффективен комбинированный вариант, объединяющий преимущества автоматического и ручного мониторинга. Именно его применяют в Агентстве «ВАЖНО знать». Кроме того, компания предлагает потенциальным клиентам возможность заказать бесплатный экспресс-аудит своего HR-бренда.
Александр Стрельцов
Поделиться