Забота о здоровье компании: результаты исследования программ укрепления и профилактики здоровья сотрудников

Исследование провели эксперты платформы «Эффективное здравоохранение»

В корпоративную жизнь приходит все большее осознание того факта, что здоровье сотрудников является ключевым ресурсом устойчивого и эффективного развития компании. Сегодня внедрение корпоративных программ укрепления и профилактики здоровья – это ответственный выбор работодателя для решения сразу нескольких задач: повышения производительности труда, мотивации и лояльности сотрудников, привлекательности HR-бренда, формирования ответственной корпоративной культуры.

Последние пять лет в федеральных СМИ количество сообщений с упоминанием темы «здоровье сотрудника» в среднем растет на 25%[1] в год. А с начала текущего года, в связи с пандемией коронавируса, интерес к теме вырос на 317%[2], по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что для корпоративной системы управления здоровьем сотрудников наступил переломный момент, требующий точной оценки ситуации, системного подхода к выработке решений и конкретных действий.

Тренд на Total Well-Being требует от компаний разработки комплексных программ поддержки и укрепления здоровья сотрудников, включающих в себя санитарно-гигиенические мероприятия, направления спорта, медицинской помощи, правильного питания, ментального здоровья и профилактики вредных привычек.

С целью определения подходов к разработке, настройке и реализации корпоративных программ ЗОЖ, а также оценке их эффективности эксперты платформы «Эффективное здравоохранение», при поддержке Национальной сети Глобального договора ООН и Министерства здравоохранения РФ, провели исследование программ укрепления и профилактики здоровья сотрудников в российском корпоративном секторе.

В исследовании приняли участие более 5 000 сотрудников ведущих международных и российских компаний из различных отраслей экономики, среди которых ИКЕА в России, Coca-Cola HBC Russia, Джонсон & Джонсон, группа компаний «Новартис», АстраЗенека  и др.

В результате удалось сформировать комплексное представление о программах профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте в российском корпоративном секторе и подготовить методологические рекомендации по организации программ и их адаптации к отраслевой специфике. 

Ниже представлены выдержки из исследования: обобщенная концепция программы, сформированная по результатам анкетирования сотрудников и глубинных интервью с руководителями профильных подразделений компаний-участников.

 

Мнение сотрудников

Среди опрошенных участников исследования 91% уверен, что работодатель должен проводить мероприятия, направленные на профилактику и укрепление здоровья сотрудников. В первую очередь это обусловлено тем, что сотрудник проводит на работе значительную часть жизни и компания несет за него ответственность. Более того, по мнению ряда участников, компания-работодатель прямо заинтересована в укреплении здоровья своих сотрудников. Сомневаются в обязательствах компании заботиться об их здоровье 8% участников. Они не исключают участие работодателя, но отмечают, что здоровье является личным делом человека. И только 1% участников ответили, что это не является обязательством работодателя.

Мотивация работодателя

90% опрошенных работодателей отметили, что забота о благополучии работников является частью философии и корпоративной культуры компаний. Они уверены, что это инвестиции, которые имеют отдачу, выражающуюся в повышении производительности и вовлеченности сотрудников. Как следствие, общий положительный эффект для самой компании – снижение числа больничных, повышение эффективности и отдачи для бизнеса: рост производственных показателей, сокращение издержек, повышение эффективности работы. Таким образом, реализуя программу по укреплению и профилактике здоровья на рабочем месте, компании действуют по принципу win-win, или взаимной выгоды.

Подход к реализации

Около 85% работодателей отметили, что применяют системный подход к управлению и реализации таких программ. В программу закладываются определенные мероприятия с разбивкой по годам. Под каждый блок разрабатываются свои цели и задачи, определяются KPI. Что касается периода реализации программы, то она разрабатывается сроком не более, чем на 5 лет. Как правило программа пересматривается и согласовывается ежегодно на год вперед с возможностью ее изменения.

Факторы риска

Важным элементом управления корпоративными программами здоровья является оценка факторов риска, которым подвержены сотрудники. Установлено, что в наибольшей степени на работников негативно влияют напряженный рабочий процесс – данный фактор отметили 64% участников. Также негативное влияние оказывает недостаточная физическая активность и вредные условия труда – указали 50% и 42% опрошенных соответственно. А для 38% участников – это инфекционные заболевания и нездоровое питание.

Стоит отметить, что присутствуют различия в факторах риска в зависимости от типа занятости сотрудников и условий труда. Учет этого факта при разработке корпоративных программ позволит повысить их эффективность. Так, в компаниях с преимущественно офисным типом занятости большее внимание должно уделяться направлениям ментального здоровья и спорта. А в компаниях с производственным характером трудовой деятельности направления должны базироваться на минимизации воздействия вредных условий труда.

Ресурсы для реализации

Корпоративные программы укрепления здоровья реализуются как собственными силами, так и с привлечением внешних ресурсов или партнеров. Все зависит от задач, условий и мероприятий. Около 90% работодателей отметили, что используют внешние организационные ресурсы. Партнерами в проведении мероприятий могут выступать фонды, местная администрация, компании-поставщики услуг и товаров. При организации внешних крупных спортивных мероприятий могут задействоваться городские площадки: арендуются стадионы, дворцы спорта, бассейны, необходимый инвентарь. 

Вовлеченность сотрудников

Результаты исследования свидетельствуют о высоком уровне вовлеченности сотрудников компании в мероприятия профилактики здоровья на рабочем месте – 70% опрошенных участвуют в некоторых или во всех мероприятиях. 23% респондентов высказали желание принять участие в подобных мероприятиях в будущем. И только 7% отказывается принимать участие. Среди основных причин отказа фигурирует желание лично заниматься укреплением здоровья в свободное от работы время, а также нехватка времени.

Стоит отметить, что одним из инструментов повышения уровня вовлеченности сотрудников в проводимые мероприятия является эффективное информирование. Практически все опрошенные в той или иной степени следят за информацией, лишь 2% сотрудников не проявляют к ней интерес. Чаще всего сотрудники узнают о мероприятиях через почтовые рассылки – 70% опрошенных, а также через корпоративные информационные ресурсы – 67%.

Оценка эффективности мероприятий

Наиболее распространенными показателями оценки эффективности мероприятий, которые отмечали работодатели, являются: потеря рабочего времени по болезни, уровень заболеваемости, уровень травматизма, оценка безопасности на производстве, вовлеченность, удовлетворенность и лояльность работников.

База для осуществления оценки отдельных мероприятий и программ, связанных со здоровым образом жизни, обычно формируется на основе внутренних опросов сотрудников, которые проводятся центральными офисами, локальными HR-службами или службами охраны труда. Более трети работодателей (38%) используют данный инструмент оценки результативности мероприятий для принятия управленческих решений.

Поддержка программ здорового образа жизни — это взаимная работа как со стороны бизнеса и сотрудников, так и со стороны государства. Принцип партнерства всех заинтересованных сторон – успешная траектория распространения практик заботы о здоровье сотрудников в российском корпоративном секторе. Должен быть здоровый баланс человеческого отношения и веры в то, что, развивая людей, компания и государство получают больше, чем вкладывают.

Авторы: Лось Н., Иванова Е., Черничкина А.

Партнер по аналитике: аналитическое агентство DataPoint 

[1] Период анализа: 2015-2019 гг. (по данным системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей «Медиалогия»)

[2] Периоды сравнения: 01.01.2019-30.04.2019 и 01.01.2020-30.04.2020 (по данным системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей «Медиалогия»)
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1