Проблему сегодняшнего высшего образования нужно разделить на две части: раздача (или продажа) дипломов и получение действительного образования. Я о настоящем образовании.
С постановкой вопроса об избыточности людей с высшим образованием не соглашусь в принципе. Такая постановка вопроса сама по себе свидетельствуют о том, что с образованностью в стране "не очень". Заявления известных людей об образовании как о получении лишь диплома, чтобы занять определенную должность, показывает ограниченность видения целей высшего образования.
Современные общества в идеале стремятся к всеобщему высшему образованию. Неуместны сылки на то, что в советский период людей с высшим образованием было меньше, чем сейчас. В СССР к вопросам образования подходили комплексно и ответственно. Насколько мне известно, в 80-е вовсю обсуждалась программа перехода на всеобщее высшее образование, которую даже начали реализовывать: на базе средних военных, летных и других отраслевых учебных заведений были открыты ВУЗы.
Посредством высшего образования предполагалось достичь две основные цели.
Во-первых, специалисты, включая и рабочих, получают фундаментальные и прикладные знания. Благодаря знаниям специалисты и рабочие лучше понимают экономические, технические и иные связи своих действий с задачами организации. Что, в свою очередь, повышает эффективность труда, то есть экономическую эффективность.
Во-вторых, наряду с развитием интеллекта образование развивает моторику человека. Чем выше интеллект, тем совершенннее движения специалиста и рабочего. Выполнение современных технологических операций требуют от рабочего владения разнонаправленными точными движениями. Совершенность движений - это фактор качества продукта. То есть экономический фактор.
Именно эти соображения побудили Японию на всеобщее высшее образование.
Рассуждения о необходимости большего количества людей без высшего образования вызваны примитивными представлениями о рабочем и о производстве. Несведущим кажется, что рабочий это непременно человек, перекладывающий чурки с одного места на другое. При этом абсолютно не признается значение механизации, автоматизации и информатизации производства, при котором рабочий — современный квалифицированный специалист.
Из личного опыта работы в производстве знаю, что у монтажников с высшим образованием производительность труда выше в разы. Они умеют работать самостоятельно с рабочими чертежами. Тоже касается других специалистов. Владение знаниями помогает им быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся технологиях, документации, условиях и т.п.
Необходимость высшего образования не подлежит сомнению. Речь даже не о бесплатности образования. Обсуждать следует способы повышения качества и доступности высшего образования.
Поделиться