Удаленная работа из трендов и тенденций перешла в разряд привычного формата работы. Если раньше год назад возможность работать дистанционно была конкурентным преимуществом, то сейчас компании намеренно переходят на гибридную форму присутствия и все чаще отказываются от закрепленных для каждого сотрудника мест.
В Microsoft, как и Dropbox, вовсе изменили свою политику и навсегда отправили часть сотрудников на home office. Еще раньше такое решение приняли Square и Twitter. Все это говорит о том, что за прошлый год управленцы отработали ряд новых навыков и компетенций, главным из которых стало управление распределенными командами.
Мы и сами осознавали, что «технический» перевод людей на удаленную работу и сохранение прежнего рабочего ритма – это вершина айсберга, и что на первый план скоро вылезут другие проблемы и задачи. Быстро кооперироваться в формате онлайн, научиться говорить кратко и емко, укладываться в сроки и понимать – нет ли риска развития профессионального выгорания.
Основываясь на своей практике, опыте коллег и партнеров, мы сформировали перечень навыков управленца, которые стали особенно актуальны в переходе на удаленку.
Командообразование
Когда коллеги существуют «отдельно» в виде аватаров в мессенджерах и маленького окошка во время видеоконференций, очень легко потерять чувство единства. Офлайн намного проще влиться в коллектив, наладить неформальное общение и понимать друг друга с полуслова. Корпоративная культура – ее формирование или развитие – помогут решить вопрос командообразования.
Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса, убежден, что основная задача руководителя – поддержание в компании атмосферы, которая будет способствовать появлению новых проектов.
Даже на удаленке или гибридном формате это возможно. Заведите новые традиции, разбавьте рабочие диалоги чатом для флуда и болтовни, устройте небольшие внутренние конкурсы, составляйте для сотрудников интересные дайджесты новостей и полезных ресурсов. Обращайтесь к сотрудникам для экспертной оценки того или иного события, делитесь новостями и не бойтесь говорить честно и открыто о состоянии компании. Люди это ценят.
Стремление к постоянному совершенствованию
Пандемия как нельзя кстати показала, что отходить в сторону от проторенных дорог и повторяющихся алгоритмов – нужно и важно. Неизвестно когда новые навыки вам пригодятся – через пять лет или завтра, готовым быть нужно уже сегодня.
Расширять собственный кругозор, организовывать разноформатное (курсы/внутренние митапы/вебинары/профильная литература) обучение для своих подчиненных – как вариант. Только такие люди смотрят на мир более критично, здраво оценивают собственные возможности и не боятся мыслить более масштабно вне зависимости от условий работы.
Гибкость
Навык, который ценился всегда, но в прошлом году приобрел особые оттенки. Отказываться от привычных процессов работы и перестраиваться было сложно, но те, кто смог быстро сориентироваться, справились.
Принципиально не связывались с доставками? Рассмотрите этот вариант. Делали ставку на выставки и презентации? Усильте маркетинг и продвижение. Устраивали мероприятия? Придумайте онлайн-движ, который будет интересен вашей аудитории.
Наша бизнес-модель принципиально не изменилась, скорее мы пришли к тому, что задумывали давно – концентрироваться не только на разработке своих программных решений, но и консалтинге. Набрали в штат команду аналитиков, успешно провели пилотный проект по новому направлению и намерены продолжать развивать его. Активно работаем с людьми из других городов,
Пандемия закончится, а способность эффективно работать даже в неудобных условиях останется.
Акцент на коммуникациях
Без этого никак, но именно в изменившихся условиях, когда на первый план вышли мессенджеры и видеоконференции, стало понятна их ценность. Дистанционное общение требует больше усилий: четко сформулированных аргументов, интонаций и даже эмпатии. Последнее особенно важно в момент хаоса, когда многие теряют «почву под ногами».
Несмотря на удаленку, мы по-прежнему использовали Google-календарь, «бронируя» нужное время, только вместе переговорки указывали ссылку в Zoom. Регламентировали время летучек и планерок, старались говорить четко и по делу. Особенность – старались всегда общаться по видеосвязи, создавая эффект присутствия и работая над вовлеченностью коллектива. Если руководители понимали, что с кем-то из коллег что-то не так, связывались с ним отдельно и обсуждали волнующие моменты.
У нас есть кейс, когда именно такой подход помог сохранить ценного сотрудника: один из тимлидов захотел уволиться. Чувствуя себя разбитым из-за изоляции от коллег и однообразных будней, он решил сменить обстановку. Отдельно обсудив все интересующие моменты, мы предложили ему выйти работать в офис с полным соблюдением рекомендаций РПН. Смена обстановки, возможность общаться с коллегами (офлайн на тот момент работали руководители направлений и ТОП-менеджмент), привлечение к делам компании изменили настроения разработчика, и он остался в штате.
Конечно, по факту уроков больше. Здесь и:
-
интеграция в работу технологических и цифровых решений;
-
развитие стратегии устойчивого развития;
-
продуманное планирование;
-
использование нестандартных подходов
Но главным уроком, на мой взгляд, стал не какой-то навык, а понимание, что главное в каждом бизнесе, компании и команде – это люди.
Поделиться