В последнее время мы все чаще слышим про так называемых «самозанятых» граждан. С 2015 года правительство обсуждает вопрос налогообложения их деятельности и хочет вывести этот сегмент работающего населения из «тени». Стремление государства понятно: суммы неучтенных налогов от прибыли самозанятых ежегодно растут и по подсчетам Минтруда бюджет недополучает более 500 млрд страховых взносов. Более того, сегодня у правительства появился прекрасный и доступный инструмент отслеживания регулярных переводов между физическими лицами – контроль движения средств по банковским картам. Так, например, за первые 8 месяцев 2018 года сумма переводов карта-карта через Сбербанк составила 13,7 трлн руб. В банке не отрицают, что существенная часть этих операций — расчеты за товары и услуги.
Но насколько будет выгодно людям работать на себя в белую? Давайте попробуем разобраться.
Прежде всего, кто такие самозанятые? Официальное определение, которое дает ФНС, звучит так: «Самозанятые – это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».
Главное отличие статуса самозанятого от ИП заключается в том, что ИП может использовать в работе наемных сотрудников, тогда как самозанятые такого права не имеют. Кроме того, максимальный доход самозанятого может составлять 1 миллион рублей в год. При превышении этой суммы человек теряет свой статус и должен продолжать работать уже в другой форме предпринимательства.
Зачастую происходит смешение понятий «самозанятый» и «фрилансер». Но нужно понимать, что между ними все-таки есть четкие различия. К сожалению, определения «фрилансер» также нет в Налоговом кодексе. Говоря обывательским языком, фрилансер – это человек, продающий свои навыки и умения разным людям и компаниям. Он может быть оформлен в штат на конкретный проект или параллельно вести такую деятельность, будучи ИП, ООО или просто в качестве физического лица. Фактически, фрилансерами называют всех людей, которые зарабатывают своими навыками не только на основном месте работы. А определение «самозанятый» уже имеет официальный статус в виде отдельной формы отчетности, налоговых каникул, определения видов деятельности. Так, например, человек может быть фрилансером в статусе самозанятого, а может быть и фрилансером в статусе ИП либо ООО, выполняя заказы не для одной компании, а для нескольких. По данным аналитического сервиса Primelance.com, за август 2018 года на международных биржах фриланса было создано более 187 тысяч проектов, на которые требуются фрилансеры. Общий бюджет проектов составил 188 миллионов долларов. В России за аналогичный период было создано 53,5 тысячи проектов с общим бюджетом 3,2 млн долларов.
Если среди видов деятельности самозанятых сегодня первое место занимает репетиторство, то у фрилансеров это, прежде всего, разработка ПО (программирование, тестирование и т.д.), компьютерная графика (иллюстрации, рисунки, дизайн), тексты.
Список услуг, которые оказывают самозанятые, наше правительство корректирует ежегодно. В нынешнем году к видам деятельности таких людей отнесли уборку жилья,
ведение домашнего хозяйства, репетиторство, уход за лицами, которые в нем постоянно нуждаются. Власти регионов, в свою очередь, могут дополнять этот список, включая в него дополнительные виды оказываемых услуг. Наиболее продвинутыми регионами в этом плане оказались Республика Тыва, Кемеровская область, Рязанская и Саратовская области. В их списках уже есть поставленные на учет специалисты по пошиву одежды, парикмахеры, услуги по ремонту бытовой техники, фотографы и организация и проведение свадеб. Очевидно, что текущий перечень не отвечает реалиям рынка и вычеркивает массу профессий из регулирования. Не включили в полной мере представителей индустрии красоты: косметологов, диетологов и др. Нет в нем дизайнеров, копирайтеров, кондитеров. Нет возможности встать на учет в этом статусе и IT-специалистам, чья деятельность наиболее востребована на рынке фриланса. Списки будут пополняться и, как обещают в правительстве, в скором времени возможность встать на учет в качестве самозанятых получат люди занимающиеся рыболовством, грузоперевозками, торговлей на ярмарках.
Точно определить, текущее количество самозанятых в России довольно сложно, показатели ведомств различаются. По подсчетам Минфина, например, их насчитывается 23 млн человек. По данным Росстата, в 2017 году в нашей стране около 13,4 самозанятых. Фонд ОМС говорит о том, что их порядка 15 млн.
Нельзя сказать, что Россия отстает по количеству самозанятых от европейских стран и США. Согласно исследованию НАФИ, каждый пятый (18%) россиянин работает на себя.
Итак, каким же образом наше государство предлагает регламентировать деятельность самозанятых, и что нужно будет делать людям, чтобы не превратиться из предпринимателей в нарушителей?
Прежде всего, нынешнее законодательство агитирует людей, относящих себя к самозанятым, заявить о своем статусе в налоговой службе и приобрести патент на ведение деятельности. Стоит такой документ порядка 20 тысяч в год – цифры могут немного отличаться в зависимости от региона. До 2019 года действуют налоговые каникулы, а значит, после приобретения патента и до конца 2018 года отсутствует необходимость осуществлять уплату налогов, не требуется проведение страховых отчислений.
Какой в дальнейшем процент с дохода будут платить самозанятые, на данный момент точно не решено. В последнем обсуждении Правительство и Госдума вынесли предложение установить ставку налога на уровне 4% от стоимости оказанной услуги. Пилотные проекты с такими ставками планируют запустить в Москве, Санкт-Петербурге, Калужской области и Татарстане.
Оплатить налог, как планируется, можно будет через мобильное приложение, работающее по принципу кассы, которое будет запущено в январе 2019 года. В нем можно будет пройти биометрическую идентификацию и привязать банковскую карту или счет, с которого регулярно будет списываться необходимая сумма.
Возникают вопросы и относительно ответственности за работу в “серой” зоне после января 2019 года. В первую очередь, за нарушение закона после этой даты самозанятым придется заплатить налог на доходы физических лиц — 13% за весь период, и, возможно, штраф – 5% от не уплаченной вовремя суммы налогов. При этом, объяснить налоговым службам, откуда в течение определенного времени поступали регулярные денежные переводы на банковскую карту практически невозможно, особенно если они появлялись от разных физических лиц.
Есть ли сейчас хоть какие-то результаты действий государства на пути легализации деятельности самозанятых?
Сегодня большинство самозанятых людей не торопятся заявлять о себе в ФНС, и их опасения не беспочвенны: до сих пор до конца не ясно, какие процедуры по уплате налога им предстоят, а, главное, какого размера будет этот налог. Так, по данным ведомства, на 1 сентября 2018 года, наибольшее количество самозанятых проживает в Москве (199 человек), на втором месте - Московская область (135 человек), на третьем - Краснодарский край (95 человек). Всего в нашей стране в ФНС зарегистрировались 1968 российских самозанятых и еще 332 иностранных гражданина, работающих "на себя". Сравнив эти цифры с данными Росстата и Минфина, результат становится очевиден: в России не заявил о статусе самозанятого практически никто.
И таких людей можно понять: если заработок самозанятого примерно равен средней зарплате в стране (порядка 35-40 тысяч рублей), то отдавать половину суммы только за право работать, не получая при этом никаких преференций, самозанятые, безусловно, не видят смысла.
И, все-таки, будет ли хоть какая-то польза для самозанятых от «обеления» своей деятельности? Полагаем, что в ближайшие несколько лет данный вопрос не будет стоять таким образом, а скорее всего будет звучать, как: «Хочешь ли ты работать официально, как самозанятый при низких процентных ставках, или хочешь иметь проблемы с налоговой службой?».
Регулятор уже сейчас отрабатывает инструменты отслеживания всех доходов и движения безналичных денежных средств. Оставаться в тени, без объяснения источников получения доходов, будет практически невозможно. И, в этом смысле, новый тип постановки на налоговый учет будет очень кстати для большого количества граждан. По сравнению с налогообложением других видов деятельности, этот вариант станет наиболее «бюджетным» при том, что пенсионные отчисления и трудовой стаж сохранятся.
Мы полагаем, что самозанятые граждане смогут оказывать услуги и для компаний. В таком случае сотрудничество с самозанятыми сотрудниками также будет очень выгодно и для юридических лиц. Так, например, на проекте HeadHunter HRspace сегодня более 2700 фрилансеров-рекрутеров. Если рекрутер не имеет ИП или юридического лица, то для компании конечная стоимость работы человека вырастает примерно на 43% за счет обязательных налоговых отчислений при официальном оформлении работ или услуг с физическим лицом. Возможность компаниям сотрудничать физиками через статус самозанятых должна сократить конечные расходы компании и потенциально открывает новый рынок для своих услуг физическим лицам.
Какое же будущее ждет работающих на себя и планирующих развивать такой формат людей? Безусловно, после полноценного запуска программы государство значительно ужесточит условия работы самозанятых, вынуждая их вставать на учет. Помимо туманных схем налогообложения, которые небезосновательно вызывают волнение предпринимателей, также в планах правительства значительно расширить список видов деятельности самозанятых, а это позволит легализовать свою работу ни одному миллиону человек в стране. В совокупности с небольшой налоговой базой и непрерывным трудовым стажем такое решение, по крайней мере, в нынешней стадии, кажется весьма разумным. А если вы вдруг примите решение работать исключительно на себя, то форма самозанятости станет самым простым способом вхождения в мир предпринимательства.
Поделиться