Очевидно, что любая организация построена на интеграции деятельности, которая является следствием управления.
Человеческий капитал формируется не только при отборе персонала, но и в процессе обычной, текущей работы менеджера. Результат такого управления зависит от того, какими средствами и методами оно осуществляется.
Главные из этих средств:
1. Инвестиции в человеческий капитал;
2. Мотивация формирования и проявления тех качеств человека, из которых состоит человеческий капитал (образование, здоровый образ жизни, интеллектуальный потенциал и другие);
3. Система оплаты труда, соответствующая мотивации деятельности и персональному развитию, а также стажу и опыту работы;
4. Ценностные установки, которые проектируются и проводятся в процессах управления;
5. Квалификация, которая демонстрирует уровень профессионализма и навыки эффективной деятельности;
6. Обеспечение информацией по критериям новых знаний, функционального содержания деятельности, образовательного и квалификационного уровня работника, что отражает уровень компетентности;
7. Культура (общая, организационная, корпоративная, методологическая и другая).
Все эти факторы взаимосвязаны, и только их системное использование позволяет получить действительный эффект человеческого капитала. Это возможно при наличии системы мониторинга человеческого капитала по приоритетам управления и методам оценки персонала.
В антикризисном управлении роль человеческого капитала проявляется в следующих факторах:
- Профилактика кризисных ситуаций. Качество человеческого капитала влияет на количество и характер ошибок в принятии решений, своевременное восприятие циклических сигналов развития, объективную оценку ситуаций, проектирование антикризисной деятельности. Ведь персонал лишь в том случае становится человеческим капиталом, когда его профессионализм, мотивация и отношение к организации определяют высокое качество деятельности. При наличии человеческого капитала вероятность глубокого и разрушительного кризиса снижается в разы.
- В период кризиса человеческий капитал выступает стабилизирующим фактором. Образованные люди глубже понимают события окружающей действительности, и, следовательно, им меньше свойственны панические настроения, расслабленность, недисциплинированность. Правда, с одной стороны, это определяется натурой индивидуума, его характером. С другой стороны, многие черты личности, в частности уверенность, собранность, деловитость, формируются в процессе приобретения профессионализма, реализации образования. И чем выше образованность управленца, тем сильнее влияние стабилизирующего фактора человеческого капитала.
- Человеческий капитал играет значительную роль в ускорении процесса выхода из кризиса. Здесь важны такие черты, как профессионализм, энтузиазм, перспективность мышления, которые, в первую очередь, являются следствием образования.
В антикризисном управлении большое значение имеет гармония двух функций человеческого капитала — объекта и средства управления. Стремясь смягчить кризис или разрешить его в пользу развития организации, надо способствовать развитию человеческого капитала: вкладывать инвестиции в образование, здоровый образ жизни, мотивировать творческий подход к работе, создавать благоприятные социально-психологические условия, формировать традиции и ценности, способствовать накоплению опыта, повышать уровень корпоративной культуры.
Человеческий капитал выступает как средство или как элемент механизма управления в том случае, когда на основе его реальности и особенности решаются проблемы выхода организации из кризиса, модернизации производства, проектирования и использования различных инноваций и обновления технологий.
Павел Бормотов, преподаватель Русской Школы Управления, консультант по организационному развитию и обучению персонала
Поделиться