Повышение квалификации и МВА: поможет ли обучение персонала пережить кризис

Очевидно, что любая организация построена на интеграции деятель­ности, которая является следствием управления.

Человеческий капитал формируется не только при от­боре персонала, но и в процессе обычной, текущей работы менеджера. Результат такого управления зависит от того, какими средствами и методами оно осуществляется.

Главные из этих средств:

1. Инвестиции в человечес­кий капитал;

2. Мотивация формирования и проявления тех качеств человека, из которых состоит человеческий капитал (образование, здоровый образ жизни, интеллектуальный потенциал и другие);

3. Система оплаты труда, соответствующая мотивации деятельности и персональному развитию, а также стажу и опыту рабо­ты;

4. Ценностные установки, которые проектируются и проводятся в процессах управления;

5. Квалификация, которая демонстрирует уровень профессионализма и на­выки эффективной деятельности;

6. Обеспече­ние информацией по критериям новых знаний, функцио­нального содержания деятельности, образовательного и квалификационного уровня работника, что отражает уровень компетентности;

7. Культура (общая, организаци­онная, корпоративная, методологическая и другая).

Все эти факторы взаимосвязаны, и только их систем­ное использование позволяет получить действительный эффект человеческого капитала. Это возможно при нали­чии системы мониторинга человеческого капитала по приоритетам управления и методам оценки персонала.

В антикризисном управлении роль человеческого ка­питала проявляется в следующих факторах:

  1. Профилактика кризисных ситуаций. Качество человеческого капитала влияет на количество и характер ошибок в принятии решений, своевременное восприятие циклических сигналов развития, объектив­ную оценку ситуаций, проектирование антикризисной деятельности. Ведь персонал лишь в том случае становит­ся человеческим капиталом, когда его профессионализм, мотивация и отношение к организации определяют высо­кое качество деятельности. При наличии человеческого капитала вероятность глубокого и разрушительного кри­зиса снижается в разы.
  2. В период кризиса человеческий капитал выступает стабилизирующим фактором. Образованные люди глубже понимают события окружающей действи­тельности, и, следовательно, им меньше свойственны па­нические настроения, расслабленность, недисциплини­рованность. Правда, с одной стороны, это определяется натурой индивидуума, его характером. С другой сто­роны, многие черты личности, в частности уверенность, собранность, деловитость, формируются в процессе при­обретения профессионализма, реализации образования. И чем выше образованность управленца, тем сильнее влияние стабилизирующего фактора человеческого капитала.
  3. Человеческий капитал играет значительную роль в ускорении процесса выхода из кризиса. Здесь важ­ны такие черты, как профессионализм, энтузиазм, перс­пективность мышления, которые, в первую очередь, являются следствием образования.

В антикризисном управлении большое значение имеет гармония двух функций человечес­кого капитала — объекта и средства управления. Стремясь смягчить кризис или разрешить его в пользу развития ор­ганизации, надо способствовать развитию человеческого капитала: вкладывать инвестиции в образование, здоровый образ жизни, мотивировать творческий подход к работе, создавать благоприятные социально-психологические условия, фор­мировать традиции и ценности, способствовать накопле­нию опыта, повышать уровень корпоративной культуры.

Человеческий капитал выступает как средство или как элемент механизма управления в том случае, когда на ос­нове его реальности и особенности решаются проблемы выхода организации из кризиса, модернизации произ­водства, проектирования и использования различных ин­новаций и обновления технологий.

Павел Бормотов, преподаватель Русской Школы Управления, консультант по организационному развитию и обучению персонала

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться