Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

О том, как мы внедряли I-spring в территориально разнесенной торговой команде, в компании с быстро обновляемым ассортиментом.

Аннотация. В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала.  Рассматриваются практические этапы внедрения Системы дистанционного обучения, а также преимущества для компании и сотрудников.

Ключевые слова: система дистанционного обучения,

 

Мы живем в интереснейшее время. Боремся с глобальным потеплением, отправили первую экспедицию на Марс, куда планируем переехать, если не справимся с глобальным потеплением.

Борьба наблюдается и в бизнес-сообществе. Компании всех сфер бизнеса бьются на мировой арене с конкурентами. Бьются и с самими собой: за рост прибыльности бизнеса, снижение затрат, счастье клиентов. И главный ресурс в этой войне – это хорошо подготовленная команда. 

Еще 10 лет назад, для того чтобы обучить сотрудников, их отправляли на курсы повышения квалификации, собирали на тренинг в выходные дни или в рабочее время, заставляли читать книги и делиться впечатлениями, а уровень полученных знаний оценивали в формате длительного и порой субъективного оценочного мероприятия.

Сейчас, темпы развития технологий колоссальные, и создана масса инструментов для эффективного обучения сотрудников без отрыва от рабочей деятельности и с автоматизированными оценочными процедурами. Данные инструменты зарекомендовали себя так же при работе с удаленными бизнес-командами, а также, показали свою экономическую эффективность.

Рассмотрим пример внедрения он - лайн обучения в Компании «Евросвет». Компания представляет собой средний российский бизнес и занимается оптовой продажей светотехнической продукции на территории России и СНГ. Численность персонала 780 человек. Центральное подразделение Компании и основная масса сотрудников находятся в Москве, однако в штате Компании также работают 100 мерчендайзеров в крупных сетевых магазинах по всей стране. Обучение в Компании делится на 3 блока: вводное адаптационное обучение, обучение навыкам, обучение продукту.

Еще три года назад Компания тратила миллионы рублей на оплату тренеров, командировочные расходы и сотни человеко-часов на то, чтобы обучить персонал. Основная трудность заключалась в обучении продукту. За год ассортимент компании меняется на 45%. Продающему персоналу сложно запомнить особенности каждого светильника.

Например, пока внутренние тренеры по продукту рассказывали о характеристиках отдельного светильника всему торговому персоналу, компания уже выпускала новые товарные позиции, и сотрудников приходилось обучать заново. Компания стремительно отставала от  себя и конкурентов.

Кардинально изменить ситуацию удалось в 2020 году, когда в Евросвет запустили дистанционное обучение. 

Обучение персонала с использованием цифровых технологий  помогло сократить срок обучения новинкам ассортимента до нескольких дней и при этом снизить стоимость обучения.

К примеру, обучение новинкам ассортимента для одного продающего сотрудника, до внедрения дистанционного обучения, обходилось компании в 24 000 рублей в год: 100 000 руб.*2*12 (зарплата 2 тренеров в год) \ 100 сотрудников. Региональные удаленные мерчендайзеры вообще не обучались новинкам ассортимента. После внедрения дистанционного обучения, сумма затрат на обучение одного продающего сотрудника сократилось до 4 650  рублей за год: 201 000 руб.  (i-spring на год на 200 пользователей в год) + 60 000 руб. *12 (годовая зарплата конструктора курсов)\ 200 сотрудников, и при этом охват сотрудников увеличился.  

Внедрение дистанционного обучения проходило в несколько этапов.

Для начала, необходимо было выбрать программный продукт с необходимым инструментарием для обучения. На этом этапе были рассмотрены лидеры дистанционного обучения Mirapolis, WebTutor, iSpring. Итогом стал выбор продукта от компании iSpring. Остановились на этом решении из-за того, что система имеет самый простой на рынке конструктор электронных курсов, а так же из-за цены (она на порядок ниже конкурентов). Перед Компанией «Евросвет» стояла задача запустить дистанционное обучение быстро и съэкономить деньги Компании, потому необходимо было найти простое решение на рынке дистанционного обучения и за разумные средства.

С помощью конструктора курсов был развернут учебный контент по всему ассортименту компании (для обучения новых сотрудников в продажах, а так же для оценки знаний работающих коллег). Информация о новинках ассортимента подгружалась тренерами по продукту быстро (основное преимущество СДО от iSpring это то, что курсы создаются на базе PowerPoint) и по четкому алгоритму: маркетинг и технические специалисты компании информировали о новинках ассортимента, конкурентных преимуществах (данная информация в виде схем и картинок с описанием подгружалась в курс), а тренеры по навыковому обучению предоставляли информацию о сейлз-аргументации, что послужило основой для создания диалоговых тренажеров внутри курса.

Внедрение СДО по итогам первого месяца работы принесло компании ряд преимуществ:

  1. Сотрудники обучались в любое свободное время с компьютера, планшета или телефона — нужен был лишь интернет и доступ к СДО. 
  2. Сократилось время на обучение и оценку. Информирование о новинках ассортимента   - это 2  дня работы над курсом. Дальше продающий персонал самостоятельно изучал материал, а специалист по обучению и руководители подразделений следили за успехами сотрудников, контролировали успеваемость и наиболее частые ошибки среди менеджеров. С помощью метрик, стало легко проверить уровень знаний персонала по каждому продукту Компании во всех регионах России или в одном выделенном структурном подразделении, оценить уровень усвояемости знаний сотрудниками. В СДО  легко отследить прогресс каждого сотрудника - кто и какие курсы проходил, а так же какие ошибки допустил при прохождении оценочного тестирования на знание ассортимента. Это помогло составить индивидуальную программу под конкретного сотрудника и провести работу по повышению его эффективности.
  3. Увеличился охват сотрудников.  В этом году, в компании дистанционно одновременно обучается не только продающий персонал, но и обеспечивающие подразделения. А это порядка 400 пользователей в системе.
  4. Экономия на обучении сотрудников. По итогам первого года внедрения СДО, компания оценила  снижение затрат на обучение персонала в 5 раз (экономия на заработных платах тренеров).

СДО в Компании «Евросвет» работает и продолжает совершенствоваться уже год, однако СДО не удалось полностью вытеснить очное обучение персонала. На данный момент, через систему СДО организовано вводное обучение для новых сотрудников (welcome – курс), курсы по охране труда и технике безопасности, организовано обучение по ассортименту, развернута библиотека с технической и бизнес-литературой, проводится оценка знаний. Так же на платформе iSpring развернуты диалоговые тренажеры для продающего персонала, однако, навыки продаж сотрудники по-прежнему отрабатывают на очных тренингах.  

Безусловно, внедрение дистанционного обучения в Компании «Евросвет» стало эффективным решением для улучшений бизнес-показателей.  Новые сотрудники быстрее адаптируются, включаются в работу и выходят на плановые показатели. Руководители следят за успеваемостью и дают обратную связь сотрудникам. В Компании создается единая база знаний, способствующая развитию каждого сотрудника и формированию конкурентной позиции Компании не только на рынке выпускаемой продукции, но и на рынке труда.

Необходимо также отметить и сложности, с которыми сталкивается Отдел обучения, при реализации дистанционного обучения в компании.

Основные недостатки системы на сегодняшний день, над которыми работаем – это слабый уровень вовлечения персонала (в компании работает 820 человек, а пользуются системой 400). Но это уже другая история, программа повышения вовлеченности уже внедряется и заслуживает отдельной статьи.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться