Для организаций, «расслабившихся» на волне роста, настало время «собирать камни» и оптимизировать использование своих основных ресурсов. Компания никогда не сможет быть лучше тех людей, которые в ней работают. Именно специалисты и управленцы – ключевой ресурс организации. Оптимизация кадрового ресурса - стратегическая задача, которая стоит перед собственниками.
На наш взгляд, каждое торговое и промышленное предприятие должно сформировать свою антикризисную команду, состоящую из ведущих руководителей и специалистов, и предоставить ей средство для преодоления сложившейся ситуации – бизнес-обучение. Именно оно позволит сотрудникам освоить, с успехом применить на практике эффективные технологии и, что самое главное, достичь необходимого результата - именно этого ждет бизнес от образовательных центров.
В данный момент на рынке бизнес-образования наиболее востребованы темы повышения эффективности, отдачи от использования ресурсов (они к слову актуальны при любой экономической ситуации, просто сейчас их значимость признает все больше собственников). Примеры таких программ: «Эффективные технологии продаж в условиях экономической нестабильности», «Повышение лояльности клиентов», «Оптимизация затрат на маркетинг» и т.д.
Сейчас идет потеря интереса заказчиков к длинным программам. Дело здесь даже не в сумме обучения, а прежде всего в том, что данная форма предполагает полный или частичный отрыв сотрудника от бизнес-процесса на определенное время – что недопустимо в условиях оптимизации штата персонала.
Что такое краткосрочная программа? Это, как правило, 2-дневный тренинг общей продолжительностью 16 академических часов. Преимущества краткосрочных программ в том, что они позволяют обучать персонал, существенно не перестраивая графика их работы – к примеру, в субботу и воскресенье. Между освоением технологий и их реальным воплощением в практику очень малый промежуток времени – именно это позволяет компании быстро вернуть вложенные средства и получить дополнительную прибыль. Кроме того, краткосрочное аудиторное обучение предполагает посттренинговое сопровождение в течение 2 месяцев – возможность профессиональной консультации с тренером по предметным вопросам. Это повышает эффективность применения материала.
В текущей ситуации происходит падение спроса на услуги бизнес-образования, сокращается штат персонала большинства компаний. Но давайте посмотрим на эту тенденцию с другой стороны – в компании остаются только ключевые сотрудники, имеющие непосредственное отношение к ее основному виду деятельности. Обучение этой категории персонала было и остается исключительно важным для достижения целей организации и поддержания ее имиджа в глазах клиента. Самые лучшие специалисты и руководители непрерывно обучаются и очень хорошо работают в условиях нестабильности потому, что все их слабые конкуренты уходят с рынка. Услуги консалтинговых компаний – ресурс для того, чтобы сделать сотрудников лучшими в отрасли. Рынок образовательных услуг сокращается, но не исчезает вовсе – заказы будут получать только самые сильные игроки. Если компания будет учитывать постоянно меняющиеся потребности своего клиента, если научится их предугадывать, тогда ее ждет предсказуемый успех в любых экономических условиях.
В данный момент наблюдается уход программ категории «nice to have» - искусство публичного выступления, деловой этикет, «work and life balance», которые набирали популярность в последнее время. Повышение конкуренции наблюдается среди программ по стратегии ведения бизнеса и эффективности.
Поведением человека, прежде всего, управляют эмоции. Даже если вы разложите перед ним рациональные факты по полочкам, покажите в цифрах прибыль от приобретения вашей продукции или услуги, окончательное решение человек будет принимать все равно на основании эмоции. Сейчас мы столкнулись не с финансовым кризисом, а прежде всего с кризисом доверия контрагентов (банков и производителей, продавцов и покупателей) друг другу. Кризис доверия основан на том, что сейчас в обществе не хватает одной очень важной эмоции для принятия обоснованных решений – уверенности в завтрашнем дне.
Цель бизнес-обучения – дать профессионалу эту уверенность, развить у него способность взаимодействовать с клиентом для получения прибыли в любых рыночных условиях.
Многие аналитики задаются вопросом «Кто готов сегодня тратиться на бизнес-образование?» Данный вопрос, на мой взгляд, сформулирован не совсем корректно. Здесь речь идет не об обременительных затратах на обучение, а о выгодных инвестициях, которые позволят компаниям не только удержаться на плаву, но и получить дополнительную прибыль. Инвестировать в обучение и развитие своего ключевого персонала будут готовы все те, кто планирует продолжать свою деятельность в новых экономических условиях.
Евгений Петров
Бизнес-тренер Компании HUman Resource
Поделиться
ДА, бизнес образование, как в прочем и вообще обучение сотрудников, находиться в весьма плачевном состоянии.
Действительно, в условиях кризиса тенденция сокращения расходов на обучение персонала, становиться все более отчетливой. Как мне кажется, это связано с тем, что многие компании либо не могут оценить эффективность инвестиций в обучение, во многом это связано с тем, что компании стремятся сократить свои издержки "здесь и сейчас", либо их финансовое состояние на столько плачевно, что основная цель "выжить".
Сможет ли выжить этот бизнес, особенно если кризис продлиться 2 или 3 года, зависит от профессионализма специалистов работающих в компаниях занимающихся бизнес-образованием.