Согласно экспертным оценкам, сегодня в России в статусе самозанятых работают более 2,5 миллионов таксистов. Однако плательщикам НПД все сложнее работать в данной нише. Так, осенью прошлого года в силу вступил закон, по которому к самозанятым таксистам стали предъявлять те же требования, что к таксопаркам.
С 1 сентября текущего года самозанятым таксистам придется еще при себе иметь и ОСГОП – полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Однако, по данным издания «Известия», 75% таксистов не вписались в новые требования.
Главное об ОСГОП
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровья и имуществу пассажиров было введено еще в 2013 году. Полис нужен был при всех видах перевозок, кроме такси и метро. С 1 сентября текущего года ОСГОП стал обязательным и для таксистов.
Следует отметить, что для таксистов это становится вторым обязательным полисом наряду с ОСАГО. Стоимость ОСГОП может составить от 1,3 до 5,4 тысячи рублей. По мнению властей, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика позволяет повысить уровень безопасности пассажиров. И в случае чего можно получить страховку в размере до двух миллионов рублей.
Про санкции
С 1 сентября 2024 года сотрудники ГИБДД имеют право останавливать таксистов и запрашивать у них полис ОСГОП. Если такого не окажется в наличии, то таксист может потерять разрешение на работу. Сначала оно приостанавливается на тридцать дней, а затем разрешение может быть полностью аннулировано.
Издание «Известия» приводит данные платформы «Цифровой мир», согласно которым сегодня 75% водителей и вовсе не имеют разрешения на работу в такси. Согласно требованиям закона о такси от декабря 2022 года, таксисты должны выполнять множество требований. Например, нужно регулярно оформлять путевой лист с отметками об ежедневных медицинских техосмотрах.
Получается странная ситуация. Таксистов за отсутствие ОСГОП можно лишить разрешения на работу. Но как это сделать, если у большинства водителей его попросту нет? Ответ остается открытым.
Цена вопроса
Как отмечают эксперты, ОСГОП для таксистов представляет собой дополнительную бюрократическую и финансовую нагрузки. Так, полис можно оформить только на одно транспортное средство, однако многие самозанятые таксисты могут брать машины в аренду и соответственно менять их. Получается, им придется на каждое транспортное средства заново оформлять ОСГОП. И за это, естественно, нужно будет снова и снова платить.
Также многих представителей ниши возмущают размеры страховки. Например, в случае инцидента таксист по ОСАГО может претендовать лишь на 500 тысяч рублей, в то время как пассажиру положено до двух миллионов рублей. Ранее также самозанятые водители обратились властям освободить их ежедневных медицинских и технических осмотров, однако пока ситуация не изменилась в данной сфере.
Зато наказание за отсутствие ОСГОП может быть серьезным. Согласно КоАП Российской Федерации, для малых предприятий он, к примеру, может составить о 500 тысяч рублей, крупная же фирма может «влететь» на один миллион рублей.
Что будет
Пока трудно понять, как скажется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика на отрасли и на судьбы отдельных таксистов. Однако, похоже, и власти понимают, что ситуация складывается не лучшим образом.
Комментируя «Известиям» сложившуюся ситуацию, первый заместитель комитета Государственной Думы Российской Федерации Дмитрий Гусев отметил, что закон о такси сегодня нуждается в доработке. По его словам, из-за этого сегодня более одного миллиона российских таксистов оказались в серой зоне. Более того, общее число таксистов в стране стремительно сокращается. Кроме того, по всей стране значительно выросли цены на такси. Например, в Москве рост составил 40%.
Однако не все эксперты с этим согласны. По мнению некоторых из них, ОСГОП не влияет на рост цен на такси, так как это зависит от множества других факторов. Например, от роста цен на горючее. Но, конечно, дополнительное обременение для водителей общую ситуацию вряд ли улучшит.
Недавно союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину с просьбой отложить вступление в силу новых правил. Это говорит о том, что представители ниши очень обеспокоены обстановкой, сложившейся вокруг ОСГОП. Понятно, что государство в данном случае обеспокоено жизнью и здоровьем своих граждан. Однако в то же время есть бизнес и занятые в ней люди, которые могут попросту не потянуть новое бремя.
Чем в итоге все это закончится, сложно сказать. Удастся ли найти компромиссное решение? Или самозанятым таксистам придется подстроиться под новые обстоятельства и смириться с ОСГОП? Как говорится, время покажет и всех рассудит…
Поделиться