Ключевая задача любого бизнеса зарабатывать деньги. Сегодня для многих компаний эта задача становится сложной, как никогда.
Причины очень просты – неблагоприятные геополитические условия и неблагоприятный макро- и микроэкономический фон. С текущей ключевой ставкой стоимость заемных денег для низкомаржинального бизнеса становится большой проблемой, которая прямым образом влияет на возможность дальнейшего развития. Иногда встаёт вопрос и выживание компаний.
Что делать в этом случае? Ответ достаточно прост – не сдаваться – оптимизировать и автоматизировать процессы, повышать эффективность бизнеса (растить маржинальность).
Основными инструментами для повышения эффективности бизнеса являются:
- Внедрение передовых технологий (цифровизация, автоматизация, роботизация, продукты на базе нейросетей и искусственного интеллекта);
- Работа с инновациями (стартапы, RnD лаборатории, научные сообщества, инновационные альянсы);
- Развитие корпоративной культуры (стратегия, миссия, ценности, персонал, мотивация);
- Внедрение корпоративного предпринимательства (оптимизация процессов).
Кто отвечает за эти инструменты?
- Внедрение технологий – это в Департамент информационных технологий.
- Работа с инновациями – в Департамент по инновациям.
- Развитие корпоративной культуры – в HR.
А кто отвечает за внедрение корпоративного предпринимательства?
Если посмотреть на опыт российских корпораций, то однозначного вывода сделать нельзя. Где-то ответственность находится в офисе трансформации, где-то в HR, где-то в дирекции по стратегии, а где-то в департаменте инноваций.
* * *
Но главное не где занимаются корпоративным предпринимательством, а кто и как. Вот об этом и поговорим.
Роман Тимаев
Советник по инновациям, развитию и повышению эффективности бизнеса
Мой опыт развития корпоративного предпринимательства в крупных корпорациях насчитывает уже более 5 лет.
Начинался он с тривиального и всем понятного сбора идей по улучшению процессов и дошёл до внедрения в ДНК компании культуры непрерывного предпринимательства. Чем я однозначно горжусь!
Кажется, что на сегодняшний день нет ни одной крупной компании, которая не совершала бы попытки искать идеи по эффективности через своих сотрудников.
Но далеко не каждой, а я бы сказал, что большинству, компаний так и не удалось достичь тех результатов, которые они ставили перед собой. Основной причиной неудач, как всем кажется, является несоответствие результатов (идей и предложений) тем ожиданиям, которые появляются на старте.
Из тысячи предложенных идей, как правило, только одна, две или три будут реализованы.
Идеологи получат финансовые или материальные призы, кто-то получит грамоты. А кто-то, а их большинство, очень сильно расстроится от того, что их идею не оценили и отклонили.
Отклонили скорее всего без разъяснения причин, так как ответить на 997 предложений трудозатратно. И скорее всего более половины разочарованных сотрудников больше не будут участвовать в подобных инициативах.
А что же с победителями? Их наградили, пожали руку, похлопали по плечу и передали их идею в тот департамент или направление, которому поставили задачу о внедрении её в
жизнь.
Но разве это предпринимательство? Конечно нет.
Предпринимательство — это направленная на получение выгоды и связанная с рисками деятельность.
Тогда давайте от этого определения и «плясать».
Надо дать возможность сотруднику, который предложил идею, реализовать ее самостоятельно, обеспечив его всеми необходимыми ресурсами. И вот когда сотрудник пройдёт путь от идеи до её внедрения и получения выгод от реализации - это и будет называться предпринимательством, а сотрудник - предпринимателем.
Но тут возникает логичный вопрос - ведь профессиональная команда внедрения может реализовать эту идею намного быстрее, чем сам сотрудник!
В чём смысл?
Смысл в том, что ты развиваешь своих сотрудников! Теперь ты в своей компании имеешь не просто сотрудника, а предпринимателя - предпринимателя, который прошел сложные этапы (планирования, моделирования, защиты, бюджетирования, оценки и т.п.), бюрократические процессы компании и реализовали свою идею!
А если их будут десятки или сотни? Компания, занимающаяся предпринимательской деятельностью и состоящая из большого числа предпринимателей, намного эффективнее, чем все остальные.
Хочу поделиться своим опытом
Через меня лично прошло около 200-250 сотрудников, которые участвовали в программе корпоративного предпринимательства (я общался только с теми, чьи идеи прошли экспертные оценки).
Запомнить мне удалось человек 30. Я помню их на старте программы. И я знаю их сейчас. Они стали совершенно другими людьми - другого уровня, другого мышления, другой силы.
Это как программа акселерации для стартапов. Некоторые из них стали серийными предпринимателями - реализовали по два-три-четыре проекта. А некоторых заметили и пригласили на более высокие должности, вплоть до руководящих.
Сотрудники смогли найти себя, найти интересное для них занятия, полезное для компании - они стали более эффективными. Я их называю драйверами последующих непрерывных улучшений.
Если бы 5 лет назад меня спросили, что необходимо для успешного внедрения корпоративного предпринимательства в большой корпорации, то я бы точно ошибся.
Сейчас я знаю.
Ключевые элементы успеха при внедрении программы корпоративного предпринимательства — это:
- Заказчик программы в лице СЕО или СЕО-1
- Выделенная команда по управлению программой
- Сообщество мотивированных экспертов от функций
- Политика предпринимательства (Fast-track и мотивация)
- Программа обучения предпринимателей
- Сообщество корпоративных предпринимателей (мероприятия)
- Платформа управления программой (ИТ продукт)
Отсутствие любого из этих компонентов приведет к снижению эффективности или развалу программы.
С поддержкой генерального директора, HR директора или директора по стратегии перед вашей программой открываются все двери в компании.
- Развитие предпринимательства не должно быть дополнительной задачей для текущего сотрудника, которая выполняется по остаточному принципу. Должна быть отдельная мотивированная команда с трекерами и менеджерами.
- Лидеры функций должны делиться экспертизой на этапах оценки и реализации идей.
- Молодые предприниматели не должны сталкиваться с непоколебимой бюрократией в компании - они пока не волки бизнеса.
- Предпринимателей необходимо обучать - от того, как оформить свои мысли, составить презентацию, до основ проектного и продуктового управления и расчета финансовых моделей.
- Предприниматели должны оказывать друг другу всестороннюю поддержку и обмениваться опытом.
- Трек каждого предпринимателя, этапы его движения должны быть прозрачными, оцифрованными и удобными для анализа вестись в единой информационной системе.
* * *
Вывод
Корпоративное предпринимательство – это не просто поиск идей, это трансформация сотрудников и создание эффективной культуры внутри компании.
Поэтому сейчас, видя огромный потенциал в тематике предпринимательства, я с удовольствием делюсь накопленным опытом с командами, как строящие программы в корпораторах, так и реализующие инструменты управления программой корпоративного предпринимательства и повышения ее эффективности.
Если ваша компания хочет идти в ногу со временем и добиваться успеха в условиях жесткой конкуренции, корпоративное предпринимательство – это тот инструмент, который нельзя игнорировать.
* * *
Вывод от редакции
Сегодня программы корпоративного предпринимательства для многих компаний становится значимым инструментом не только повышения эффективности бизнеса здесь и сейчас, но достаточно серьезным инструментом формирования команды развития, основы устойчивости и преемственности в управлении.
Это позволяет компаниям, не смотря на риски и внешние вызовы, формировать долгосрочные стратегии и постоянно находиться в поиске более эффективных структур и бизнес моделей, что является основой адаптивности.
Уже все больше и больше встречаются примеры, когда подобного рода программы попадают в фокус собственников или топов, однако пока, в большинстве случаев работа идет не системно, без должного процесса приземления инноваций и развития лидеров изменений.
Поделиться