Конфликт решать нельзя управлять

Каждому руководителю приходится заниматься решением конфликтов или даже их управлением. Многие считают эти понятия тождественными - так ли это? Давайте разбираться.

Каждому руководителю время от времени приходится так или иначе заниматься решением конфликтов или даже их управлением. Не смотря на то, что многие считают эти понятия тождественными - это совсем не так и каждое из них обладает не только собственным инструментарием, но и определённой, отличной друг от друга философией. 

Решение конфликта заключается в устранении его причины, в принятии волевого решения со стороны руководителя. Например, в конфликте подчиненных относительно выбора способа выполнения задания, руководитель уполномочен определить правильный вариант и директивно донести решение до сотрудников. В конце-концов, при конфликте сотрудников руководитель обладает всеми необходимыми полномочиями для принятия решения в том числе и об увольнении проблемного, конфликтующего работника. Решая конфликт, управленец берет на себя личную ответственность за результат и в награду за это получает скорость действия, конфронтация ликвидируется максимально быстро. Однако в этом подходе есть несколько «но», связанных с определенными рисками:

  • Принятое руководителем решение, как показывает практика, часто является если не поверхностным, то часто обделённым необходимой аналитической базой. Стремление решить быстро лишает возможности детального изучения предмета конфронтации, позиций сторон и причинно-следственных связей. В этом случае возникает вероятность управленческой ошибки и возможно даже потери авторитета руководителя.
  • Если руководитель решает конфликты систематически, тем самым он лишает подчиненных самостоятельности и инициативы. Конфликт прекрасен тем, что в процессе конфронтации стороны принимают решения, беря на себя ответственность за их последствия, а в стремлении обойти оппонента часто возникают действительно креативные, ценные и в общем полезные идеи.
  • Решая конфликт самостоятельно, руководитель лишает сотрудников возможности коммуницировать друг с другом на уровне действительно сложных, но крайне полезных коммуникаций. На этом уровне подчиненные имеют уникальную возможность лучше узнать друг друга, быть услышанным и понять причину и разницу позиций. 

Из всего это можно сделать вывод о том, что действуя с позиции решения конфликтов руководитель должен обладать безусловно высоким профессионализмом в требующем внимания вопросе и дозировано применять данный подход в ситуациях когда скорость решения является главным требованием.

Другое дело с управлением конфликтами. Управляя конфликтом руководитель смещает акцент с предмета конфронтации на ее участников, влияя на их взаимодействие и помогая перевести деструктив в позитив. С теоретической точки зрения, это идеальный способ поведения руководителя в конфликте, но на практике все куда более прозаично. Риски и тут весьма существенны:

  • Вне зависимости от сложности ситуации, необходимо провести действительно объемную работу для получения всей необходимой информации, проанализировать её, сделать правильные выводы, найти нужный диапазон контакта с каждым из участников и уже после этого обеспечить качественное изменение. Всё это сопровождается существенными временными затратами, а временной ресурс управленца всегда в дефиците. 
  • Если руководитель но компетентен в решении конфликтов, но придерживается данного подхода, такие эксперименты могут вызвать обратную реакцию. Конфликт может усугубиться, уйти в больший деструктив, да и сам руководитель может неожиданно для себя оказаться одним из его непосредственных участников со всеми вытекающими последствиями.  

Так что же выбрать? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может! Точно можно утверждать следующее - решающим является компетентность управленца именно в управлении конфликтами, пониманием им сильных и слабых сторон каждого из подходов с учётом особенностей каждой конкретной ситуации.

Андрей Сергеев

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий