Компетенции топ-менеджера в 2018 году: Hard Skills или Soft Skills?

«Отраслевики» против «универсальных солдат»

Мировой экономический форум в Давосе’2016, как мы помним, назвал умение видеть и решать проблемы комплексно, креативность, командную работу, эмоциональный интеллект и критическое мышление  наиболее востребованными качествами к 2020 году. Вот уже несколько лет на высшем уровне обсуждается и поддерживается идея важности развития и у современных руководителей Soft Skills (мягких навыков), отвечающих за управление, лидерство, коммуникацию: грамотный топ-менеджер в состоянии управлять командой, передав функции по основной деятельности профессионалам с Hard Skills. Исследователи Стэнфордского и Гарвардского университетов подчеркивали: формула профессионального успеха топ-менеджера – это 75-85% Soft Skills и только 25-15% Hard Skills.

А что российский рынок труда?.. Он консервативен: работодателям сегодня более требуется «хороший отраслевик», чем топ-менеджер-«универсал». Это мы слышим от заказчиков,  это видим и в большинстве вакансий управленцев на job-сайтах.

Только в 20-30% случаев  компании готовы рассматривать управленцев из смежных отраслей. Этими установками объясняется то, что в описании функционала и требований к кандидату (например, в вакансиях генерального директора) работодатель уделяет  65%- 75%  внимания глубокой погруженности управленца в отрасль, Hard Skills (высшее профильное образование, релевантный опыт в должности от 5 лет, организация производственных и бизнес-процессов, продаж и бюджетирования, развитие конкретного бизнеса, экономические, юридические, отраслевые компетенции и т.п.), и только 35-25% - Soft Skills (коммуникабельность, активность, умение оперативно принимать решение, командообразование, целеустремленность, стратегическое мышление, ответственность, стрессоустойчивость, способность к анализу и др.). 

В 15-20% случаев среди Soft Skills работодатели указывают т.н. «компетенции будущего»: нестандартность мышления, новаторство в подходе к работе, высокая степень адаптивности, лидерство, эмоциональный интеллект, но это, в основном, касается медиарынка, коммуникаций и рекламы, консалтинга – и совсем редко это случается, когда речь идет о топ-менеджменте в таких отраслях, как промышленность и производство, строительство.

В то же время воздействие «цифровой революции» на все отрасли и сферы жизни, динамично меняющаяся бизнес-среда требуют от современного управленца активного развития не только профессиональных компетенций.

Татьяна Долякова, Генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться