Оценка персонала отвечает на несколько важных вопросов: “Как сотрудник работает сейчас?”, “Как можно улучшить работу сотрудника?”, “Как он будет работать в будущем?”. Поэтому оценка персонала крайне важна для планирования карьерного пути, кадровых перестановок, формирования кадрового резерва, составления программ обучения и развития персонала в целом. В статье рассказываем об основных способах оценки hard и soft скилов и что это даст компании.
Hard и soft skills: что это?
Hard skills - профессиональные компетенции сотрудника (знания, умения и навыки), которые необходимы для эффективного выполнения рабочих задач на конкретной должности.
Soft skills - личные навыки сотрудника, которые помогают ему достигать определенных результатов в различных ситуациях (умение работать в команде, коммуникабельность, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент и так далее).
Методы оценки hard skills:
Существует несколько инструментов оценки профессиональных качеств сотрудника:
- Тестирования и опросы.
Определенный список вопросов, который позволяет оценить уровень знаний и навыков сотрудника касательно темы опроса.
- Метод PARLA.
Это интервью о профессиональных навыков сотрудника, во время которого можно проанализировать ситуации из личного опыта по следующим основным критериям: выявление проблемы (Problem), действия, которые работник предпринял для ее решения (Action), и полученный результат (Result). Данные критерии можно дополнить: какие знаниям и навыки сотрудник получил, исходя из ситуации (Learned), какие из них он сможет применить на практике (Applied).
- Наблюдение.
Такой способ оценки компетенций сотрудников чаще всего используют для проверки структурного мышления. Приглашается руководитель или сторонний эксперт, который наблюдает за тем, как сотрудник решает профессиональный кейс.
- Ассессмент-центр.
Ассессмент-центр - современный метод оценки скилов сотрудника, с помощью создания реального кейса/ситуации, деловой игры, которые показывают, как действует сотрудник в определенной ситуации, демонстрирует его сильные и слабые стороны. В специально смоделированных ситуациях работник демонстрирует наличие либо отсутствие навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач. По итогам можно составить персональный профиль сотрудника, а также дать или назначить обучение по развитию недостающих навыков.
- Аттестация.
Аттестацию проводят для определения соответствия квалификации сотрудника занимаемой должности. Обычно аттестация проводится раз в несколько лет и в двух форматах: экзамен или собеседование с руководителем. По итогам аттестации принимается решение о повышении сотрудника, увеличении или уменьшении заработной платы, назначении обучения.
Методы оценки soft skills:
- Метод “360 градусов”
Это комплексная оценка профессионализма сотрудника одновременно несколькими сторонами: руководством, коллегами, подчиненными и им самим. Такой опрос позволяет выявить, насколько самоощущение сотрудника совпадает с мнением окружающих, а также определить, какое поведение считается наиболее эффективным для компании. На основании полученных данных можно составить индивидуальный план развития сотрудника, а также внести корректировки в управленческие методы и корпоративную культуру компании.
- Hogan Assessment Systems
Это серия из нескольких тестов, позволяющая оценить интеллектуальные, личностные и социальные особенности сотрудника. Тест покажет, как работник взаимодействует с людьми и работает в команде, а также, какие задачи ему лучше подходят. Тест включает в себя:
- Hogan Personality Inventory (HPI): оценка личностных качеств (эмоциональная стабильность, инициативность, уверенность в себе и т.д.).
- Hogan Development Survey (HDS): оценка скрыты личностных черт, которые могут привести к конфликтам на рабочем месте (непредсказуемость, склонность к риску).
- Motives, Values, Preferences Inventory (MVPI): оценка ценностей сотрудника.
- Кейсы и деловые игры.
Сотруднику дается задание или разыгрывается специальная ситуация. Руководитель или сторонний эксперт наблюдает за процессом решения поставленной задачи, выделяя определенные качества, которые проявил или не проявил сотрудник.
- Тест Гилфорда на социальный интеллект
Психологическая методика, которая включает в себя серию тестов, направленных на определение социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека).
- Интервью и опросы.
Отвечая на вопросы в ходе живой беседы, сотрудник сам дает оценку своим коммуникационным навыкам. При этом во время интервью сотруднику могут предложить решить задачу или проблемную ситуацию. Интервьюер смотрит, как человек отвечает: быстро или медленно, спокойно или эмоционально и т.д.
Проводите оценку компетенций сотрудников с помощью Edstein!
Edstein упрощает процесс создания и проведения любого вида оценки, делая его комфортным и эффективным:
Поделиться