Гибкая социальная политика в компании: кейс «Кафетерия» льгот в «Леруа Мерлен»

Социальная политика — важная часть корпоративной культуры «Леруа Мерлен». Компания заботится о каждом сотруднике, именно поэтому мнение персонала — основа для изменений в корпоративной социальной политике. Директор по администрированию персонала, оплате труда, компенсациям и льготам «Леруа Мерлен» Елена Ивашкевич рассказала, как компания меняла подход к распределению льгот и в чем эффективность «Кафетерия».

Что было до «Кафетерия» льгот

Раньше в «Леруа Мерлен» действовал единый пакет льгот вне зависимости от возраста. В 2016 году мы провели исследование, чтобы выяснить, какие льготы в соцпакете наиболее популярны. Результаты показали, что половина сотрудников использует только основные возможности: ДМС, страхование жизни, оплату питания. Четверть сотрудников не пользовалась ДМС.

Дополнительными льготами могли воспользоваться только сотрудники со стажем работы в компании более 3 лет, которые либо состояли в браке, либо имели детей. Изначальный пакет льгот был рассчитан именно на них. Среди молодых специалистов с опытом от 1 до 3 лет он был не востребован и никак не влиял на их лояльность.

Мы поняли, что единый пакет льгот перестал быть эффективным. Средний возраст сотрудников «Леруа Мерлен» — 32 года, но в компанию все чаще приходят студенты старших курсов. Самому молодому руководителю сектора 23 года. Когда коллектив становится мультивозрастным, обеспечить равные возможности всем сотрудникам сложно без персонализированного подхода. Поэтому мы решили дать возможность каждому сотруднику выбрать льготы в соответствии со своими желаниями.

Что такое «Кафетерий» льгот

Новая концепция получила название «Кафетерий» благодаря широкому «меню» льгот и возможности «самообслуживания»: каждый сотрудник сам выбирает, какие льготы нужны ему в этом году. Существует базовый пакет льгот (ДМС, компенсация расходов на питание, страхование жизни). Мы включили в «меню» дополнительные возможности: компенсацию отпуска, занятий спортом, любого обучения и ДМС для детей и супругов. Они оказались самыми востребованными по результатам исследования.

Вместе с тем мы сохранили принцип распределения льгот в зависимости от стажа работы в компании, потому что считаем справедливым поощрять тех, кто работает у нас давно. Сотрудники со стажем менее года согласно этому принципу получают только полис ДМС. После 1 года работы в компании сотрудник может отказаться от своего полиса ДМС и выбрать любую льготу из «меню» на 20 тысяч рублей, со стажем от 3 до 6 лет — на 40 тысяч рублей, от 6 лет — на 60 тысяч рублей.

Одной из ключевых целей было внедрить софинансирование каждого выбора в пропорции 80% на 20%, где 80% — это сумма, которую компенсирует компания. Базовые льготы (ДМС, компенсация питания, материальная помощь, доплата до среднего заработка по больничному листу) сохранились у всех сотрудников и не участвовали в программе софинансирования и «Кафетерии».

Техническое обеспечение новой модели

«Кафетерий» социальных льгот начал работать в интранете «Леруа Мерлен», где все сотрудники видят последние новости компании, предлагают идеи развития и участвуют в опросах. Для выбора льгот был выделен специальный раздел в личном кабинете каждого сотрудника. В него включены все сведения о стаже, сумме, доступной на софинансирование, список льгот, заявки для заполнения и другие документы. Также в личный кабинет был встроен онлайн-калькулятор для расчета суммы от компании на софинансирование и суммы для самостоятельной выплаты.

Сотрудники могут подать заявку на получение льгот по новой системе с 1 июня по 31 июля каждого года. Те, кто не выбрал ни один вариант распределения, по умолчанию получают полис ДМС. 1 августа все невыбранные льготы сгорают. HR-специалисты курируют весь процесс оформления заявки на льготы: просматривают и утверждают для оплаты список документов, которые загрузил сотрудник.

Рейтинг самых популярных льгот по новой модели

45% сотрудников не меняли полис ДМС на другие льготы. Это означает не отрицательное отношение к нововведениям, а рост количества молодых специалистов, так как в эту категорию вошли и те, кто работает в компании меньше года и получает полис ДМС автоматически. Среди дополнительных льгот самыми популярными оказались компенсация расходов на отдых (28%) и оформление полиса ДМС для родственников (13%). Менее популярными были компенсации расходов на обучение и на занятия спортом (по 6%), а на последнем месте рейтинга оказалась компенсация затрат на летний отдых детей (2%).

Мы убрали ДМС из рейтинга, чтобы детально проанализировать, какие льготы наиболее востребованы. В результате больше всего сотрудников выбрали компенсацию затрат на отдых (51%), следующим по популярности стало оформление полиса ДМС для родственников (23%), а также компенсация расходов на спорт (12%) и частичная компенсация оплаты обучения (10%). Меньше всего сотрудников предпочли компенсацию расходов на летний отдых детей (4%).

20% сотрудников воспользовались возможностью обменять личный полис ДМС на льготы на условиях софинансирования. Чаще всего ДМС меняли на компенсацию отпуска (68%), с сильным разрывом за ней идет компенсация дополнительного обучения (13%) и занятий спортом (11%). Наименее востребованным оказалось оформление ДМС для родственников (7%) и компенсация расходов на отдых детей (1%).

Благодаря принципу «Кафетерия» количество сотрудников, которые пользуются льготами, увеличилось в 2,5 раза за 2 года. При этом каждый смог сделать выбор в пользу тех льгот, которые ему интересны и важны. Такая модель эффективна и для персонала, и для работодателя: сотрудникам она дает возможность почувствовать свой вклад в развитие социальной политики, а компании — способ обеспечить равные возможности в коллективе. Мы будем расширять действие программы «Кафетерия» и в следующие несколько лет запустим ее в Беларуси и Казахстане.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1