Фасилитация в бизнесе

Что, Зачем, Когда

Что такое фасилитация?

Слово «фасилитация» происходит от латинского слова «facil», что означает «лёгкий». С английского языка слово «facilitate» переводится как «помогать, облегчать, содействовать».

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. 

Фасилитация - это и определённый особенный подход к организации групповых дискуссий (система правил, принципов), и технология (набор конкретных методов, техник, инструментов).

Фасилитационный подход к обсуждению и принятию решений группой людей реализуется через ряд принципов. Главный принцип - доверие группе и использование её потенциала. Группа сама способна решить обсуждаемый вопрос. Ей нужно только в этом помочь. Функцию помощника выполняет фасилитатор. Его задача, оставаясь нейтральным к теме, содержанию, принимаемым решениям, к участникам группы, - создать условия и организовать процесс, чтобы групповое взаимодействие было эффективным. И эта нейтральность - ещё один важный принцип фасилитационного подхода.

Как технология фасилитация обладает различным арсеналом средств и методов. Среди них - групповой метод принятия решений. Всё, что делается на встрече - делается группой: анализ проблемы, генерация вариантов решений, обсуждение и оценка идей, выбор лучшего варианта решения и т.д. - всё это участники группы делают совместно. 

В процессе подобных дискуссий, чтобы облегчить взаимопонимание широко используется метод визуализации. Наглядность присутствует на каждом этапе групповой работы: для общего обозрения записывается вопрос, который предстоит обсудить группе; все идеи и мысли фиксируются на бумаге и наглядно представляются остальным участникам; визуализируются оценки идей, различные рейтинги и результаты голосования; для составления планов работ и «дорожных карт» используются таблицы, графики, рисунки и используются таким образом, чтобы все могли их видеть.

Работа участников сессии у фасилитационной доски

«Самой солью» фасилитации являются техники организации группового взаимодействия. Некоторые из них знакомы широкой публике, такие как, «мозговой штурм», «фиксирование идей на листе флип-чарта». Большая часть известна профессиональным фасилитаторам, изучается на специальных курсах, описана в соответствующей литературе. Например, «Идея-Лог», «World-cafe», «Стекинг», «Сбор идей с помощью карт», «Голосование метками» и другие.

Для всей этой работы фасилитаторы используют различные инструменты: разнообразные фасилитационные карты, доски, шаблоны, таблички, метки для голосования и пр.

Все эти техники, инструменты, методы направлены на главную цель фасилитации - облегчить взаимодействие и взаимопонимание, повысить осознанность и включённость в обсуждение.

 

Зачем нужна фасилитация?

Как следует из определения, фасилитация нужна для того, чтобы облегчить работу группы людей над каким-либо вопросом. Но зачем облегчать? Действительно ли в этом есть необходимость?

Да, действительно, в ряде случаев группе нужна помощь, чтобы договориться и принять решение. 

Дело в том, что естественный ход групповой дискуссии, например во время совещания, может испытывать ряд коммуникативных трудностей:

  • кто-то много говорит, не может сам остановиться и тем самым отнимает внимании группы на себя и не даёт выступить другим;
  • кто-то говорит мало или не высказывается вообще (по разным причинам: боится высказать мысли противоречащие лидеру, стесняется высказывать неординарные идеи, или ему не дают сказать «говоруны», а природная воспитанность и культура не позволят перебивать);
  • люди не слушают и не воспринимают высказывание коллег, так как в это время заняты формулированием своего выступления;
  • участники перебивают друг друга;
  • участники критикуют друг друга, при этом резкие оценочные замечания «убивают» креативность и желание высказываться;
  • люди с противоположными мнениями не стремятся понять другую точку зрения, грязнут в споре, иногда эти споры осложняются «переходом на личности»;
  • в ходе дискуссии могут затрагиваться темы, не относящиеся к обсуждаемому вопросу, в результате чего дискуссия «размывается», затягивается, «уходит в сторону»;
  • иногда уточняющие вопросы воспринимаются выступающим как критика и несогласие, что может повысить градус напряжения в группе;
  • руководители, лидеры мнений, опытные, авторитетные, давно работающие сотрудники могут оказывать неосознанное влияние на искренность, спонтанность и лёгкость высказываний;
  • члены группы с отличающийся позицией, находясь в меньшинстве, могут избегать выступлений;
  • быстрые и активные участники дискуссии, предложив решение проблемы (естественно, самое правильное, по их мнению), ожидают от всех остальных принятия и присоединения к этому решению;
  • и др.

Все эти «барьеры» группового обсуждения и решения проблем можно преодолеть, используя специальные фасилитационные техники и приёмы.

Например, включить в дискуссию «молчунов» и узнать их точку зрения позволяет техника «Сбор идей с помощью карт», когда каждый участник пишет свои идей на модерационных картах. Затем все карты собираются фасилитатором и выносятся на общее обсуждение.

Техника «Стекинг» задаёт очерёдность выступлений участников дискуссии (кто-то будет выступать первым, кто-то вторым и т.д.). Это позволяет человеку фокусироваться на выступлении коллег, а не на «выискивании» паузы, чтобы самому вступить в дискуссию.

 

Когда нужна фасилитация?

Когда нужна фасилитация? Тогда, когда какой-либо вопрос обсуждает и решает группа людей.

Когда нужно привлекать группу людей, коллег, подчиненных к разработке решений? Тогда, когда для решения данного вопроса экспертных знаний одного человека недостаточно, когда дефицит информации и неопределённость, когда решение неочевидно, когда требуются креативные и нестандартные решения, когда необходимо учитывать мнения разных людей и групп. 

К таким вопросам относятся:

  • формулирование видения, миссии и ценностей компании;
  • разработка стратегии развития компании;
  • разработка и согласование различных планов;
  • улучшение процессов в компании;
  • решение производственных проблем;
  • подведение итогов за отчетный период;
  • разработка нового продукта;
  • внедрение изменений;
  • и др.

Понятно, что все эти вопросы не имеют очевидного ответа. А решение проблем или разработка стратегии развития компании - сложная задача для одного человека. Во всех этих случаях к работе потребуется привлекать группу коллег. В свою очередь, для эффективной работы группы необходимо использовать фасилитационные приёмы и техники.

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1