Сегодня терминами e-learning, дистанционное обучение и педагогический дизайн никого не удивишь. Многие компании, так или иначе задумывающиеся о развитии персонала, внедряют элементы e-learning в свои обучающие программы и успешно пользуются системами дистанционного обучения (СДО) и системами управления обучением (LMS).
Если ваша компания тоже планирует организовать дистанционное обучение, вам необходимо в первую очередь ответить себе на вопрос «Зачем?».
Вот, например, ответы, которые мы получили от наших клиентов:
- Мы хотим оптимизировать расходы на обучение персонала.
- Удаленность структурных единиц не позволяет поддерживать единый стандарт обучения.
- Мы хотим совсем отказаться от очного обучения.
- Мы хотим предложить дистанционное обучение, как более удобную и доступную альтернативу очному.
- Нам необходимо реализовывать принципы наставничества и передачу знаний от более опытных сотрудников.
- Все внедряют, и нам тоже надо.
Поставив таким образом ориентир, выберите задачи, которые вы будете решать с помощью дистанционных технологий.
Какие задачи можно решить с помощью дистанционного обучения
Все задачи, решаемые дистанционным обучением можно разделить на 3 основных блока:
- Предоставление знаний
- Проверка знаний
- Взаимодействие в процессе обучения
Предоставление знаний
Минимальная функция системы дистанционного обучения – предоставлять информацию. Для компании это означает, что любой сотрудник в любом территориально удаленном офисе в любое время имеет доступ к базе знаний компании и материалам, необходимым ему для работы и развития: интерактивным электронным курсам, учебникам, статьям, книгам, презентациям, видеозаписям и вебинарам. Удобно, когда база знаний доступна на мобильных устройствах и информацией можно воспользоваться здесь и сейчас.
Чем же в таком случае СДО отличается от интернет-поисковика?
Важно! СДО подает электронные материалы структурировано, систематизирует по различным категориям, при необходимости хранит версионность и авторство. Материалы, как правило, подготовлены профильными специалистами, и доступ к ним ограничен только сотрудниками вашей организации.
Более того, база знаний, дополненная механизмами закрепления пройденного материала на практике, становится полноценным электронным образовательным ресурсом. Эффективность обучения с помощью таких ресурсов увеличивается на порядок.
Проверка знаний
СДО также можно использовать исключительно для проверки знаний. Причем это может быть как элементарный ситуационный опросник, так и сложнейший интерактивный тренажер.
Простой пример: сотрудник должен знать продуктовую линейку и ценники компании, ознакомиться с которыми он может на официальном сайте, а затем подтвердить свои знания на электронном экзамене.
Для этого в СДО создается пул тестов, открытых и закрытых вопросов, сопоставлений и альтернатив. Настраиваются правила автоматического выбора вопросов: по темам, группам обучаемых, сложности, их вариативность (например, 10% обязательных вопросов, а остальное – случайный выбор из базы) и время прохождения тестов. Также можно настроить шкалы оценивания и ввести сложные формулы подсчета оценки.
Важные возможности СДО:
- хранение истории проверок по каждому сотруднику и их сопоставление;
- конструирование любых отчетов по процессу обучения и проверки знаний (время прохождения тестов, статистика изучения материалов, итоговые результаты и т.д.)
Более «продвинутым» вариантом проверки знаний будет полноценная оценка персонала, разработка модели компетенций, внедрение методик оценки по KPI и 360˚ и т.д.
Взаимодействие в процессе обучения
Третий блок решаемых задач включает весь спектр инструментов взаимодействия в процессе обучения.
Организация такого взаимодействия начинается с создания корпоративного портала с личными кабинетами всех сотрудников. Портал предоставляет среду для общения, обмена сообщениями между пользователями, участия в тематических группах, форумах и чатах. Организаторы обучения размещают новости, рекламу учебных курсов, получают обратную связь от коллег. Есть примеры компаний, когда весь процесс обучения был выстроен исключительно на онлайн-общении преподавателей с обучаемыми на форумах.
Новое! Не потеряться в потоке общения помогает лента активности, которая показывает новые события (сообщения и оповещения) для пользователя и мгновенно их отображает, так же как в социальных сетях. Теперь нет необходимости искать в ветках форума ответы на свои вопросы, пользователь сразу видит их в ленте.
Расширить возможности портала можно с помощью инструментов геймификации: бейджей и наград, рейтингов, доски почета. Определение лучших возможно как автоматически, так и вручную. Соревновательные элементы помогут максимально вовлечь всех сотрудников в процесс обучения: лучшие будут стремиться удержать лидерство, худшие – попасть в ТОП. Тем более полезным будет обмен опытом и советы от лидеров о том, что помогло им добиться успеха. А все результаты обучения, компетенции и достижения можно автоматически занести в портфолио и опубликовать его в социальных сетях.
Все возможности СДО можно использовать отдельно в зависимости от целей электронного обучения в вашей компании, но их сочетание дает наибольшую эффективность учебного процесса.
СДО или LMS?
Система управления обучением (LMS) в отличие от СДО – это не только доступ к курсам, тестам и форумам. Такие системы, позволяет также:
- автоматизировать учебно-методические процессы: планирование обучения, организация дистанционного обучения и управление смешанными формами обучения;
- управлять ресурсами: расписанием, загрузкой преподавателей и аудиторного фонда;
- управлять затратами: автоматизация процессов планирования, мониторинга и отчетности по затратам на обучение;
- контролировать качество выполнения работ и формирование мероприятий по улучшению бизнес-процессов.
Важно! Система управления обучением делает весь процесс обучения и его результаты прозрачным для руководителя.
Вернемся к вопросу: зачем вам нужно дистанционное обучение
Сформулируйте четкую цель: что вы хотите получить от дистанционного обучения, выбирайте необходимые опции системы и действуйте!
Поделиться