Что значит быть в тренде на рынке труда?! Искусство и правила самопрезентации

Аватар пользователя Лилия Миронова

Когда я была относительно юна, лет 15 тому назад, на собеседовании мне сказали, вы слишком молоды, у нас зрелый коллектив, вас не будут воспринимать всерьез. Итак, в процессе движения по своей профессиональной карьере, еще не единожды пришлось услышать про свою юность и молодость.

Полагаю, нас было много «слишком молодых». Шло время. «Юные» взрослели и «мужали», нарабатывали профессиональную базу и опыт. Сменяли себя коллективы и культуры…Менялся мир.

И мир поменял себя до такой степени, что, когда зрелый по всем показателям, кандидат 40+ стал соответствовать всем критериям, и профессиональным, и возрастным, как оказалось, перепрыгнув стадию полного соответствия всем критериям, вновь оказался в «недотягивающих». Это назвали модным словом тренд.

И вновь, кандидат слышит «вы слишком стары», у нас молодой коллектив, вы с ним не сработаетесь. При этом, это не его личное ощущение, это вновь очередной «лидер мнения» говорит.

Вот так и получается - сначала слишком юн, потом сразу слишком стар. Промежуточная стадия соответствия и возрастным, и профессиональным критериям «проскользнула» мимо.

Мне это напомнило мои школьные годы. Из 5-го класса нас перевели в 7-ой, потому что прошла реформа образования и сделали 11-ти летку. Мы сами ничего и не делали, и не почувствовали, нас просто поставили перед фактом и перебросили.

С поколением ИКС оказалось так же, как с реформой образования 90-х годов. Сначала «не до», потом сразу «пере».

И никто не дает этому поколению нужных векторов движения. То, с чем сталкивается человек 40+, это «нет», «не подходите», «не соответствуете», «не дотягиваете», «ваши знания устарели» и пр.

Мой личный принцип «ты не говори нет, ты скажи, что нужно, чтобы было да»! Тема была взята в работу, чтобы определить «Что нужно сделать, чтобы было Да».

По итогам обсуждение с HR-коллегами вопроса «Что нужно сделать, чтобы было Да», сформировались советы, которые могут быть полезны для позиционирования и презентации себя во внешней среде. Так сказать, советы от первого лица.

Сформированный перечень — это не советы, как искать работу в возрастной категории 40+. Это свод правил, которые необходимо учитывать в рамках быстротечно меняющего мира для того, чтобы быть в тренде. Однозначно можно сказать, эти правила ни для кого не станут лишними на жизненном и профессиональном пути.

Правила первого уровня (глобальные):

  • Следить за личным и профессиональным имиджем. Создать и поддерживать у окружающих имидж профессионала своего дела с качественной коммуникацией.
  • Быть коммуникабельным и дружелюбным, исключить из общения признаки высокомерия, амбициозности и снобизма. Выстраивать во взаимодействии партнерские отношения.
  • Быть гибким, консервативность и приверженность «кнопочным телефонам», в данном случае не способствует оперативности.
  • Формировать профессиональное портфолио. Не забывайте вносить в него все ваши достижения, наработки, активности. Это поможет вам не забыть о реализованных в процессе вашей профессиональной деятельности проектах.
  • Системно повышать свой профессиональный уровень, изучать новые направления и векторы движения в области вашей специализации, отслеживать современные тенденции.
  • Быть современным. Следить за модными тенденциями в одежде. Как ответила Эвелина Хромченко на вопрос «А что не так с этой одеждой»: «Хотя бы то, что она куплена не вчера». Немного утрированно, но, по существу, необходимо чтобы вы выглядели современно, без налета «старины».
  • Контролировать и следить за состоянием здоровья. Проходить своевременную диспансеризацию. Это позволит более длительный период сохранять качество жизни.
  • Следить за внешним видом, качеством питания, держать себя в хорошей физической и моральной форме.
  • Быть технологичным, информационно развиваться, знать и уметь использовать новые технологии. Обращаться с девайсами на «ты». Не упускать возможности изучения новых программ и инструментов работы.
  • Быть профессионалом своего дела. Хорошо знать предметную область и соотносить ее с конечным потребителем.
  • Научиться использовать overqualification (сверхквалификацию) как свое преимущество. Разделить персональную базу знаний на составные части и применять ее исходя из внешних запросов.
  • Ориентироваться в современных словах и терминах, даже если это профильный «жаргон». Нужно разговаривать с аудиторией на одном языке. В разумных культурных пределах, конечно.
  • Обладать культурой речи и грамотным слогом. Может это и удивительно, но в современном обществе твитов и кратких постов, потребность в грамотном изложении материала приобрела глобальные масштабы.
  • Быть ориентированным на результат, а не на процесс. В описании опыта ориентироваться на конкретные дела, а не на функциональные обязанности. В оборотах речи использовать глаголы совершенного вида «сделал, реализовал, создал, внедрил».
  • Обладать искусством самопрезентации, определить сильные стороны, продумать свое персональное «ценностное предложение». Создать свой личный бренд.
  • Стать «продажником». Научиться продавать свои знания, навыки, умения. Научиться вычленять, что нужно конкретной компании/заказчику и «продавать» соответствующий навык.
  • Быть «на позитиве», правильный мотивационный настрой и умение ценить простые вещи позволяют сохранить эмоциональную уравновешенность и избежать негатива. В данном случае себе нужно дать четкую установку – любая проявленная эмоция в ответ вызывает аналогичную.
  • Иметь активную жизненную позицию. Быть социально активным. Принимать участие в социальных инициативах.

Правила второго уровня (локальные):

  • Читать/слушать книги, периодику, профильную и около-профильную литературу.
  • Следить за новостями, нормативно-правовой базой, изменениями и проектными решениями.
  • Использовать социальные сети, быть «на связи» с коллегами, стать участником профильных групп, участвовать в профильных дискуссиях, быть, так сказать, «в теме».
  • Уделять внимание новостным лентам, читать блоги и каналы коллег по цеху.
  • Посещать тренинги, профильные конференции, мастер-классы, митапы, завтраки, вебинары и пр. Речь про все виды активностей в off-line и on-line среде.
  • Изучать/осваивать новые компьютерные программы, инструменты. Ориентироваться в интернет пространстве, профильных/ не профильных сайтах и пр.
  • Участвовать в социальных активностях (волонтерство, соц.проекты, работа с детьми и пожилыми, пр.).
  • Быть физически активным (путешествуйте, выезжайте на природу, активно проводите время (ролики, самокаты, велосипеды, бадминтоны и пр.)
  • Посещать музеи, выставки, арт-пространства, концерты (в современном мире реализуется много бесплатных предложений)
  • Использовать речевые обороты, говорящие о настоящем и будущем (делаю, решаю или прочитаю, изучу, съезжу, сделаю). Необходимо, чтобы в диалоге вы говорили не только о совершенных действиях, но и текущих активностях и планах на будущий период.

И в завершение, по классификации Всемирной организации здравоохранения возраст от 18 до 44 это молодость, и только с 44 до 59 начинается средний возраст, возраст осознанной зрелости.

Именно от этих МЕЖДУНАРОДНЫХ параметров необходимо отталкиваться в рамках взаимодействия с окружающей средой и позиционирования себя миру. И помнить при этом «Своим опытом нужно гордиться, а не стыдиться его!»

Рубрика: 
Ключевые слова: