Бизнес на карантине. Реальный опыт из разных сфер

Переходить на «удаленку» бизнесу пришлось быстро и без оглядки. Мир поменялся за один день и не спросил нашего мнения на сей счет. Мы пообщались с представителями трех разных индустрий и узнали, как они адаптируют бизнес к реальности сегодняшнего дня.

Александр, продакшн студия

Какая ситуация в вашем сегменте сейчас? Какой делаете прогноз?
Общий спад. Сильный. Полагаю, что ближайшие пару месяцев будут очень тяжелыми. Мы сильно завязаны на рекламных бюджетах компаний. А в такие времена подобные бюджеты урезаются в первую очередь. Особенно трудно будет студиям, которые полностью ориентированы на оффлайн. Надеюсь, что все они выживут.

 Какие инструменты и ресурсы для удаленной работы вы используете сейчас?
Набор инструментов практически не изменился. Это сервисы, вроде Trello, CRM-системы и системы автоматизации нашей собственной разработки. Добавились, разве что, программы удаленного доступа к рабочим компьютерам. Менеджеры подключаются к офисным машинкам, на которых уже стоит весь массив софта. Есть в этом один минус. Компы на работе работают круглосуточно. Их просто некому включать и выключать. И если что-то заставит компьютер выключится, то нашему техническому специалисту придется рисковать жизнью и ехать в офис.

 Какие страхи и опасения испытываете в связи с новым форматом? Сотрудников будет трудно контролировать, не будет дисциплины, снизится вовлеченность и эффективность?
О, да! Все эти показатели безусловно снизятся. Мы всегда относимся лояльно к своим сотрудникам. Не требуем соблюдения рабочего графика минута в минуту. Весь наш KPI завязан на качестве и скорости обработки заказов, а не на том, во сколько менеджер включил и выключил компьютер.
При этом работа на удаленке, в любом случае, менее эффективна. Мне, как основателю проекта, который начинал свой путь из комнатки в съемной квартире, прекрасно известно об этом. Присутствие рядом уютного домашнего диванчика сильно расслабляет. А руки то и дело просят перестать бить по кнопкам клавиатуры в угоду домашнему животному, чьё пузо не чесали уже целых 30 минут.

Что вы предложили команде взамен офисных благ и комфорта?

Мы стали чаще созваниваться, это точно. И, конечно же график работы стал другим. Есть в этом карантине небольшие плюсы. Теперь сотрудникам не нужно тратить время на дорогу до офиса и обратно. А снижение потока заказов позволило нам выделить время на улучшение и более глубокую автоматизацию рабочих процессов. Это приведет к большему комфорту в работе после всей этой пандемии.

Константин, промышленное оборудование и запчасти

Какая ситуация в вашем сегменте сейчас? Какой делаете прогноз?
Прогноз можно сделать такой: на рынке оборудования будет спад, а на рынке запчастей сначала стагнация, а потом небольшой рост.

Приходится ли вам пересматривать концепцию своего бизнеса и вводить новые услуги, ориентированные на онлайн?

Да, конечно, это необходимо. Мы стараемся сейчас больше рекламироваться, уходить в онлайн и возможно, в ближайшем будущем, создадим интернет-магазин.

Увидели ли вы новые возможности и зоны роста в сложившейся ситуации?

Мы всегда стараемся видеть зоны роста. Сейчас есть цель вырасти на 10-30%.

Возникли ли в связи с переходом на удаленку технические трудности?

Да, небольшие технические трудности были, и, честно говоря, системному администратору приходится работать в режиме 22/7. Два часа даем на сон, ну, уже кое-что.

Какие страхи и опасения испытываете в связи с новым форматом? Сотрудников будет трудно контролировать, не будет дисциплины, снизится вовлеченность и эффективность?

Есть определенные нюансы, связанные и с контролем над рабочими процессами, и с дисциплиной сотрудников. Проблемы, знакомые сейчас многим – людям трудно работать из дома – нет специального места для работы, отвлекают домашние, приходится перестраиваться на новый образ жизни.

Какие инструменты и ресурсы для удаленной работы вы используете сейчас?

Trello, календари Google – классика жанра. Для подбора персонала стали использовать видео-собеседования

Где сейчас ставятся и отслеживаются задачи? Как ведется отчетность?

98% наших сотрудников работают через 1С.

Какой стратегии общения с коллективом придерживаетесь в кризисный момент?

Я отвечу вам честно – к сожалению, пока приходится применять в основном кнут. Пряники будут позже, надеюсь скоро команда снова сможет их получать.

 Что необходимо вашему бизнесу сейчас, чтобы продолжить жить и развиваться?

Нужно вывести людей на работу, завести автомобиль и хотя бы на первой скорости начать движение, плавно увеличивая обороты.

Игорь, digital-студия

Какая ситуация в вашем сегменте сейчас? Какой делаете прогноз?
В нашем сегменте сейчас важно переориентировать услуги для бизнеса в сторону сохранения стабильности. Такие агентства выживут. А те, кто будут продавать рекламу ради рекламы – исчезнут.

Увидели ли вы новые возможности и зоны роста в сложившейся ситуации?

Безусловно. Мы воспринимаем кризис, как некое чистилище, которое должно сделать всю команду лучше. Например, сейчас в открытое плавание вышло много классных маркетологов, и мы их ищем и набираем к себе в команду. Современные проблемы требуют современных решений.

Какие страхи и опасения испытываете в связи с новым форматом? Сотрудников будет трудно контролировать, не будет дисциплины, снизится вовлеченность и эффективность?

Работать из дома тяжело. Нам пришлось немного пересмотреть kpi сотрудников. Теперь управление собой во времени – это личная задача каждого. Люди могут решать задачи хоть ночью. Сотрудники немного вышли из зоны комфорта, ведь теперь нельзя сказать: «ну я же весь день сидел и делал» — это неважно. Важен только результат работы.

Где ставятся и отслеживаются задачи? Как ведется отчетность?

Нам полностью хватает платформы «Битрикс24». Чаты и созвоны работают на усиление мотивации. Кадровые вопросы закрываем через видеособеседования и видеоопросы.

Что вы делаете, чтобы сохранить лояльность команды без корпоративного кофе, плюшек и настольного футбола в офисе?

Вдохновляем речами о более вкусном кофе, сладких плюшках и усовершенствованном настольном футболе в будущем. Ну и деньгами, конечно. А если серьезно, то главный инструмент мотивации – дать сотруднику понять, что от него зависит успех всей компании.

Может быть вы предложили команде что-то взамен офисных благ и комфорта?

Мы сделали упор на образование. Совместные онлайн-курсы английского, разные тренинги и семинары.

Важно ли настроение команды? Как вы оцениваете его сегодня? И какой стратегии общения с коллективом придерживаетесь в кризисный момент?

Очень важно. Я отчетливо вижу, как мои люди проходят все классические стадии принятия. Но уверен, что это сделает их только лучше. У нас образовалась некая домашняя рабочая атмосфера, и это очень даже неплохо.

Что необходимо вашему бизнесу сейчас, чтобы продолжить жить и развиваться?

Следить за динамикой развития, быть в курсе всех новостей и трендов и умело использовать информацию на благо своих клиентов. Крепко держать руку на пульсе и быть гибким – залог успеха.

Елена, производство модной одежды

Какая ситуация в вашем сегменте сейчас? Какой делаете прогноз?
 В нашей отрасли бизнеса ситуация благоприятная. Мы, по сути, занимаемся импортозамещением, а поскольку импортных товаров надлежащего качества в этом сегменте в ближайшее время не ожидается, то для меня сейчас как раз то время, когда люди начнут ценить качественного отечественного производителя. Я считаю, что сейчас выживут только те, кто по-настоящему работали, делали свое дело, а не создавал видимость. Те предприниматели, кто основывал свою работу на том, что перепродавали в своих шоурумах дешевые китайские вещи и подделки – сейчас не выживут, это невозможно. Будет выживать только сильнейший и честно – я этому очень рада.

Увидели ли вы новые возможности и зоны роста в сложившейся ситуации?

Да, я увидела, как правильно выстроить систему работы, я увидела, что нужно людям. Я увидела реальную ценность своего коллектива и ценность продукта, который я делаю. Я поняла, что у меня объективно нет конкурентов и мой продукт не хуже величайших марок – Домов Chanel или Dior. Культура пошива никогда не уйдет, и нам нужно возрождать эту традицию, здесь скрыт огромный потенциал.

Какие инструменты и ресурсы для удаленной работы вы используете сейчас?

Социальные сети и акцент на доставку. Нам в этом положении очень помогает опция Яндекс-доставки, курьерские службы.

Возникли ли в связи с переходом на удаленку технические трудности?

Я не могу переместить профессиональное оборудование. У меня в ателье стоит серьезное и очень тяжелое оборудование, которое мы не можем транспортировать на дом. Сейчас мастера работают на своем оборудовании, и это снижает скорость процесса.

Какие страхи и опасения испытываете в связи с новым форматом? Сотрудников будет трудно контролировать, не будет дисциплины, снизится вовлеченность и эффективность?

 Сотрудников, конечно, будет сложнее контролировать. Все мы люди, и дома у всех состояние более расслабленное. Но в этом есть и значительный плюс – я смогу отсеять людей, которые не лояльны к моей компании, которые паразитировали на мне и моих ресурсах. В итоге я смогу создать команду, способную выживать в любых ситуациях. Эффективность и вовлеченность не снизятся, если у людей будет мотивация.

Что вы делаете, чтобы сохранить лояльность команды в новых условиях?

Моя команда работает сейчас в прекрасных, комфортных условиях. Я оплачиваю для всех такси, когда требуются какие-то передвижения.

Что необходимо вашему бизнесу сейчас, чтобы продолжить жить и развиваться?

Все, что нужно моему бизнесу сейчас – это поддержка государства.

«Обновляйся или умри» – отважный девиз нашего времени подсказывает нам истину: с вызовами самоизоляции смогут справиться и те, кто давно чувствует себя уверенно в цифровом пространстве, и представители традиционного «офлайн» бизнеса. Главное видеть возможности там, где другие замечают только трудности. Ну и не забывать, что главный актив любого предприятия – это люди, которые каждое утро, где бы они ни были, открывают свои рабочие чаты.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться