Все чаще сегодня надежды на работу бизнес-тренера становятся иллюзорными. Профессия бизнес-тренера, в классическом понимании, перестала быть полезной.
Аргумент 1. Учиться нужно у лучших в своем деле
Кого мы привыкли видеть в качестве тренера?
Девушку 25-27 лет, с психологическим или педагогическим образованием, увлекающеюся коучингом, бизнес литературой, возможно, скрайбингом. А еще она любит путешествовать и имеет яркие аккаунты в социальных сетях.
На какие темы она проводит обучение?
Продажи, холодные звонки, переговоры, продукты, выстраивание отношений, сервис, таймменеджмент. Причем это обучение проводится для людей, которые ежедневно договариваются о встречах, проводят переговоры и заключают неординарные сделки. Конечно, все понимают, что недостаточно начитаться книг про бизнес, чтобы делать бизнес. Необходим опыт. Богатый, успешный, конкретный опыт. Обучение должен проводить тот, кто добился в теме обучения значительных, выдающихся успехов. Кто может дать мастер-класс по составлению отчета? Тот, кто ежедневно занимается аналитикой, делает это лучше других, специализируется на определенном ее виде, следит за всеми трендами в своей области. У такого профессионала, непременно, есть чему поучиться.
Аргумент 2. Разминки, «ролевки», мини-лекции – пустая трата драгоценного времени
У каждого бизнес-тренера, в классическом понимании этой профессии, есть эталонные атрибуты проведения тренинга. И если тренер не рассказал о себе, не озвучил цели и задачи, регламент и т.д. – он плохой тренер? При этом процессы в бизнесе ускоряются невероятными темпами. Сегодня обучение, продолжительностью более 4-х часов - непозволительная роскошь. Что нужно бизнесу сегодня в рамках обучения: показали, как можно делать – начали делать. Только действия, приводящие к конкретному результату. Бизнес не может больше позволить истязания вопросами: «Какая у меня цель на сегодняшний тренинг».
Аргумент 3. Спустя неделю половина участников не помнит, о чем конкретно шла речь на тренинге
Что происходит с участником после классического тренинга. Человек возвращается на свое рабочее место. Воодушевлённый. Кладет на стол яркий, привлекательный раздаточный материал. Он еще твердо намерен выполнить все задания, полученные на тренинге. Единственное, не прямо сейчас, т.к. за время отсутствие прилетело не мало писем, плюс – нужно срочно перезвонить нескольким людям. На следующий день рабочие задачи никто не отменял, всю работу и до тренинга не удавалось выполнить в срок. К вечеру поверх раздаточного материала скопились рабочие бумаги. Через 3 дня «раздатка» оказалась в ящике. Через неделю про нее забыли.
А новому навыку, нужна подходящая среда, как молодому саженцу тепличные условия. И эти условия способен создать только руководитель, а не тренер. Причем руководитель – заинтересованный.
Так любимые бизнес-тренерами пред- и посттренинги совершенно бессильны до тех пор, пока в игру не вступит руководитель. И никакие классические методики снятия запроса не помогут в реальных условиях. В 9 случаях из 10 – это пустые разговоры.
Безусловно, часть тренеров прекрасно понимает узкие места своей деятельности и выстраивает работу так, что ни один из приведенных аргументов не имеет к нему никакого отношения. Это возможно, если придерживаться определенным принципам.
Принцип 1. Тренер – профессионал в области развития персонала. Именно навыками развития персонала он и должен делиться. С кем? С теми, кто владеет бизнес-экспертизой.
Например, руководитель отдела продаж – гений совершения холодных звонков. Задача тренера в такой ситуации – подготовить эффективную программу для такого руководителя и научить использовать ее для развития навыков холодных звонков у своих сотрудников. При таком стечении обстоятельств не приходится переживать о сохранении и развитии навыка после обучения. Кто как не руководитель становится самым погруженным в процесс развития участником. И у него есть все ресурсы, чтобы создать благоприятную среду.
Принцип 2. Тренер должен управлять экспертизой внутри компании. Задача современного тренера – создать условия, в которых определенные навыки и компетенции отдельных сотрудников станут известны всей компании, и каждый внутри компании сможет воспользоваться этой экспертизой. Например, в отделе логистики работает специалист, который в совершенстве владеет немецким языком. Об этом должны знать его коллеги из отдела закупок, которые намерены, например, приобрести партию деталей напрямую с завода в Германии.
Принцип 3. Тренер всегда должен находиться в поиске новых инструментов, технологий. Быть транссетором перемен. Появился новый инструмент выработки креативных решений – тренер тот человек, который должен первым внедрить его на первой же стратегической сессии компании. Какая-то компания успешно апробировала новую сервисную модель – тренер должен немедленно пропилотировать эту модель в рамках своей организации
Бизнес-тренер вчера и бизнес-тренер сегодня – это совершенно разные профессии. Тема развития профессионализма людей всегда будет актуальной. Главное своевременно реагировать на перемены. Какой будет профессия бизнес-тренера завтра? Поживем – увидим
Поделиться