Управление корпоративной информацией: формируем и наполняем интранет-портал

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2008, N 12

Управление корпоративной информацией: формируем и наполняем интранет-портал

Коммуникации - в широком смысле - обмен информацией между индивидами посредством использования общей системы символов, осуществляемый вербальными и невербальными средствами. Внутрифирменные коммуникации предполагают совместную деятельность сотрудников - участников взаимодействия, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на ценности, цели, направления деятельности компании и на собственные действия в связи с этим. Современным средством управления корпоративными коммуникациями является формирование внутреннего информационного пространства - интранет-портала.

Суть вопроса

Интранет-портал (в пер. с англ. intranet - внутрисетевой, portal - главный вход, ворота) - это внутрикорпоративная информационная система с рядом функциональных задач, позволяющих наиболее полно осуществлять коммуникации внутри компании - между сотрудниками, отделами, представительствами компании. В основе его функционирования лежат Internet-технологии. Интранет-порталы размещаются во внутренней сети компьютеров компании, доступ к ним имеют только сотрудники.

Словарь кадрового делопроизводства. Интранет - распределенная внутрифирменная информационная система, предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к корпоративным информационным ресурсам, использующая программные продукты и технологии Интернета.

Контент - это информационное наполнение информационной системы (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение). Существенными параметрами информационного наполнения являются его объем, актуальность и релевантность.

Назначение интранет-портала:

- предоставление прозрачного доступа к управленческой информации, содержащейся в различных информационных системах, эксплуатирующихся в компании, а также других информационных источниках;

- предоставление единой точки доступа к корпоративной информации, корпоративным приложениям и другим источникам данных внутри и вне компании. При этом информация может предоставляться в персонифицированном, интегрированном и агрегированном виде, то есть предоставляться таким образом, чтобы максимально поддерживать процесс принятия бизнес-решений и решений функциональных проблем и задач;

- ведение исторической базы ключевых показателей деятельности компании, расчет необходимых показателей на основе данных, содержащихся в информационных системах компании. Предоставление аналитических расшифровок значений показателей с различной степенью подробности;

- обеспечение оперативного взаимодействия персонала на всех уровнях и поддержка совместной работы между сотрудниками, подразделениями и службами компании.

Использование в функционировании портала web-технологий позволяет обеспечить работу в информационной среде неограниченного количества пользователей. С помощью локальных intranet-решений сотрудники компании могут получить доступ к выделенной для каждого из них части корпоративной информации.

Пример. Интранет-системой банка "Финсервис" (Москва) постоянно пользуются несколько сотен сотрудников из более чем 50 офисов и филиалов банка, а компании "Окна-Эталон" (Владивосток) интранет-портал обеспечивает оперативное взаимодействие более чем 40 офисов и точек продаж по всему дальневосточному региону.

Типовая структура интранет-портала компании

Корпоративные порталы можно классифицировать по реализации уровней взаимодействия, которые они обеспечивают. Можно выделить такие основные уровни автоматизации взаимодействия, как "компания - сотрудники", "подразделения - подразделения", "сотрудник - сотрудник", "компания - партнеры и инвесторы", "компания - клиенты".

Структурно портал представляет собой совокупность информационных блоков. Задача этих блоков - отразить основную и наиболее важную информацию портала, обеспечить быструю и удобную навигацию по нему. Так, на главной странице корпоративного портала должны быть предусмотрены информационные блоки, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Содержание главной страницы интранет-портала

Наименование
информационного блока

Содержание и назначение информации в блоке

Навигационный блок

Предназначен для навигации по порталу, в данном
блоке размещается основная и дополнительная
навигация

Сервисный блок

Предназначен для поиска, карты портала и версии для
печати

Общий информационный
блок

Анонсирует краткую информацию из основных разделов
портала

Пресс-блок

Предназначен для анонсов новостей компании и прочей
корпоративной информации

Персональный блок

Транслирует информацию о последних обновлениях
контентов, активных пользователях в системе,
присутствующих на своих рабочих местах

Типовое содержание интранет-портала компании может включать следующую информацию:

- о компании (миссия и цели развития, лицензии и статусы, структура и персоны, новости компании, новости рынка, СМИ о нас, карьера (вакансии), корпоративная газета);

- маркетинг и реклама (маркетинговый план, действующие маркетинговые программы, фирменный стиль, буклеты, макеты и иные маркетинговые материалы);

- приказы и положения (по общим вопросам оперативного управления компанией, по организационным вопросам, по управлению финансовой деятельностью, по управлению движением товарно-материальных ценностей, по технике безопасности, по персоналу, по системе оплаты труда, по вопросам экономической и информационной безопасности, а также положения о структуре и персонале, должностные инструкции и другие документы);

- шаблоны (образцы оформления документов и инструкции по их заполнению, типовые договоры, формы и примеры коммерческих предложений, образцы и примеры оформления писем, приказов, распоряжений и других документов);

- форум (по вопросам развития направлений деятельности компании, по общим вопросам осуществления текущей деятельности, предложения);

- объявления;

- голосование;

- дни рождения;

- галереи (фото - и видеогалереи);

- библиотека (документы компании, справочники, файлы);

- поиск (по ключевому слову, по дополнительным параметрам).

Главная страница портала должна стать смыслообразующим и имиджевым центром, связывающим в единое целое структуру, содержание и оформление информации.

Цели и задачи организации внутрифирменного информационного

пространства

Конечно, создание интранет-портала - не панацея от всех проблем, но он может стать инструментом управления персоналом, посредством которого руководство компании и сотрудники могут легко и просто обращаться к всевозможным информационным источникам и информационным системам, которые, как правило, "лоскутным" образом развивались в их компании. Портал - это лишь хороший инструмент для того, чтобы аккумулировать все ранее созданное в компании, дать этому правильное и полное применение, осознать свои недостатки и преимущества и упростить работу сотрудников посредством работы с одним корпоративным приложением, а не с десятком разрозненных информационных систем и источников информации.

Принимая решение в пользу создания интранет-портала в своей компании, современные руководители, как показывает практика, преследуют следующие цели:

- повышение уровня управления и поддержки принятия решений руководителями подразделений компании за счет организации сбора, консолидации и анализа необходимой информации;

- создание единой базы знаний компании, включая агрегированную информацию, получение которой требует больших временных и ресурсных затрат;

- экономия времени и усилий сотрудников компании;

- сокращение расходов и издержек компании;

- повышение уровня коммуникаций и совместной работы между сотрудниками компании;

- поддержка процессов по унификации и стандартизации процессов и процедур в компании;

- повышение качества работы и обслуживания клиентов компании;

- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании.

Задачи, которые решает корпоративный интранет-портал, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Задачи, решаемые с помощью формирования

интранет-пространства

Задачи

Направления решений

1. Обеспечение
внутренних
коммуникаций

- организация внутреннего документооборота,
формирование отчетов и запросов по разным
информационным ресурсам;
- проведение виртуальных конференций, совещаний и
оперативного обмена данными между удаленными друг
от друга подразделениями и (или) должностными
лицами;
- высокоскоростная и защищенная от внешнего
доступа передача данных, их хранение, поиск и
обмен информацией

2. Обеспечение
сотрудников
информацией

- широкая трансляция общекорпоративной информации,
новостей;
- освещение значимых событий в компании;
- организация дифференцированного доступа
к корпоративным базам данных

3. Получение
дополнительного
экономического эффекта

повышение качества и скорости обмена информацией и
решения текущих задач и, как следствие, увеличение
нормативных показателей прибыльности компании и
сокращение потерь от неоперативного доступа
к информации

4. Специализированные
задачи

задачи узкой специализации, позволяющие улучшить
работу компании в целом как единой органичной
структуры, реагирующей на внутренние и внешние
изменения

Создание корпоративного интранет-портала позволяет сформировать единое информационное пространство для работы с информационными потоками и коммуникациями внутри организации. Встроенные и, как правило, интуитивно понятные средства обслуживания и поддержки портала предоставляют персоналу возможность самостоятельно администрировать разделы без помощи программистов. Предварительный просмотр контента позволяет увидеть размещаемую информацию до ее публикации, что делает работу по обновлению ресурса простой и наглядной.

Система иерархий может обеспечить последовательное согласование информации, предназначенной для публикации, в звеньях управленческой цепочки. Таким образом, достигается согласованная со всеми нужными уровнями управления и утвержденная к публикации корректная и достоверная информация. Предоставляемые интранет-системой возможности визирования и согласования контентов позволяют избежать ошибок и неточностей в оформлении корпоративной информации.

Также интранет-портал предоставляет возможность загрузки шаблонов оформления документов, презентаций различных дизайнов, на основе которых формируются документы для конечного пользователя.

Применение средств объединения, организации, поиска данных и маршрутизации информации в интранет-порталах обеспечивает возможность организовать и ускорить корпоративный документооборот между сотрудниками и рабочими группами.

Организация работы по формированию

интранет-портала компании

Методология разработки и внедрения в деятельность компании интранет-порталов в целом аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Специалисты называют три основных пути формирования корпоративного портала:

- покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);

- разработка портала с нуля (заказные разработки);

- комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).

Каждый из названных путей требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию - табл. 3).

Таблица 3

Технология организации работы по формированию

интранет-портала (на основе комбинированного подхода)

Номер
этапа

Общее
наименование
этапа

Содержание задач этапа

Этап 1

Разработка
проекта
интранет-портала

1.1. Изучение особенностей бизнес-процессов
заказчика; формирование требований к интранет -
порталу
1.2. Формирование документации с описанием
бизнес-процессов заказчика
1.3. Проектирование структуры и архитектуры
интранет-портала
1.4. Разработка проектной документации и
документации по внедрению интранет-портала
1.5. Разработка прототипа интранет-портала
1.6. Разработка стилевого решения и эскиза
дизайна шаблонов портала

Этап 2

Программирование
интранет-портала

2.1. Формирование структуры базы данных портала
2.2. Программирование функций и систем интранет -
портала
2.3. Интеграция с прикладным программным
обеспечением и внешним интернет-сайтом (если
указано в требованиях проекта)
2.4. Тестирование проекта
2.5. Установка портала на сервер заказчика
2.6. Разработка документации для пользователей и
администраторов портала

Каждый путь имеет достоинства и недостатки, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по следующему набору критериев:

- стоимость решения (включая лицензии, оборудование и работы);

- скорость внедрения и поставки готовой системы;

- уникальность бизнес-процессов компании или наличие специфических требований;

- корпоративные стандарты и предпочтения по технологиям;

- наличие квалифицированных специалистов внутри компании и их специализация;

- новаторский или консервативный стиль работы компании;

- доминирующий подход к инновации - система настраивается под бизнес-процессы компании, или компания настраивает бизнес-процессы под функциональность внедряемого решения.

В каждом конкретном случае необходим детальный анализ ситуации в компании.

Самое важное, о чем не следует забывать, принимая решение о создании интранет-портала у себя в компании, - это то, что при его внедрении на первый план выйдут не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности и передачи знаний от разработчика к конечным пользователям.

Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой компания-заказчик, от ее корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Две конкурирующих на рынке компании могут предъявлять различные требования к системе, и внедрение корпоративного портала в этих компаниях будет проводиться абсолютно разным способом.

В числе проблем, которые могут возникнуть при внедрении корпоративных порталов, можно назвать следующие:

- необходимость изменения бизнес-процессов компании вследствие уже проведенной автоматизации, необходимость перераспределения ответственности;

- отсутствие формализации процессов и их документирования, что не позволяет произвести четкую постановку задачи;

- привычка работать на "личном контакте";

- низкая культура использования компьютеров в компаниях;

- сопротивление со стороны персонала компаний при внедрении системы;

- недостаточная твердость руководства при внедрении системы в компании;

- низкий уровень понимания потенциальных выгод от использования корпоративных информационных систем руководством и сотрудниками компании;

- сложность с формализацией распределения прав доступа к информации;

- попытка переноса имеющегося в компании информационного беспорядка в автоматизированный беспорядок посредством портала;

- отсутствие опыта эксплуатации подобных систем и, как следствие, низкий уровень понимания возможных вариантов использования портала.

Нельзя сказать, что все эти проблемы являются неразрешимыми. Просто для более эффективного их решения необходимо привлекать опытных специалистов и консультантов, которые имеют опыт внедрения подобных системы и предложат компании пути и способы решения этих проблем, уже апробированные у других клиентов, с учетом знания специфики российского бизнеса.

Андрей Надеин (компания TopS Business Integrator) и Владимир Кузнецов (Информационно-консалтинговый центр по электронному бизнесу) среди зарубежных поставщиков интранет-решений называют такие компании, как IBM Websphere Portal, Oracle9iAS Portal, Plumtree, Sun ONE Portal Server, ATG Enterprise Portal Suite", mySAP Enterprise Portal, а также программные блоки Microsoft.NET Servers.

Отечественные разработки представлены на российском рынке интранет-системой TopS BI, решением Intranet. Optimizer компании "Гарант-Парк-Интернет", интранет-решением компании РБК СОФТ, решением Axiom. Portal компании "Город-Инфо", решением V6 Active Portal и некоторыми другими.

Повышение эффективности использования корпоративного

портала

Так или иначе, в результате создания корпоративного интранет-портала компания может получить ряд преимуществ (табл. 4).

Таблица 4

Преимущества внедрения корпоративного интранет-портала

Прямые выгоды

Косвенные выгоды

- экономия рабочего времени
сотрудников компании;
- повышение скорости принятия
решений;
- экономия от повторного
использования накопленных
в компании знаний;
- снижение стоимости
взаимодействия с удаленными
подразделениями компании;
- обмен знаниями внутри компании
и, как следствие, повышение
качества и производительности
работы сотрудников;
- более низкая стоимость на
обеспечение информационной
безопасности;
- более низкая стоимость
сопровождения систем

- оптимизация бизнес-процессов компании;
- повышение эффективности работы
сотрудников;
- прозрачность работы всех подразделений
компании;
- скорость информирования персонала
о важных событиях и мероприятиях внутри
компании;
- повышение управляемости компании за
счет организации эффективной обратной
связи с персоналом;
- построение эффективных горизонтальных
связей и обмена информацией между
подразделениями компании;
- сплочение сотрудников через
формирование групп по интересам;
- более быстрый и безболезненный вход
новых сотрудников в жизнь компании;
- повышение имиджа компании в глазах
сотрудников, а также партнеров компании,
инвесторов

Эффективность использования интранет-ресурсов как средства управления информационными потоками, коммуникациями и корпоративной культурой напрямую зависит от популярности, посещаемости корпоративного портала.

В связи с этим предлагается несколько практических советов:

- если сотрудники компании получают материальное вознаграждение с учетом степени удовлетворенности заказчиков (клиентов), то хороший эффект может дать публикация шаблона "Удовлетворенность заказчика" на интранет-портале компании, желательно в реальном времени и с результатами опросов клиентов;

- если оплата менеджеров по продажам осуществляется на основе комиссионных, то публикация в Интранете информации о продажах с расчетами комиссионных - надежный способ заставить менеджеров по продажам и бухгалтеров проверять портал ежедневно, сокращая количество запросов в специализированные отделы компании (бухгалтерию, коммерческую службу) за этой информацией;

- вместо использования почтовых прикладных программ можно интегрировать с интранет-порталом доступную через web почтовую систему (типа Exchange Outlook Web Access), тогда сотрудники будут иметь возможность обращаться к электронной почте с любого места;

- если создать актуальный информационный раздел, предоставляющий интересную и нужную всем сотрудникам информацию (например, раздел "А что сегодня на обед?"), можно существенно увеличить использование портала сотрудниками. Тем более если добавить форум (например, "Обсуждение меню").

Корпоративный интранет-портал нужно использовать для публикации информации, которая действительно может быть нужна (необходима) сотрудникам компании и интересна им с профессиональных позиций или с общечеловеческой точки зрения, тогда он станет удобным средством управления внутренними коммуникациями в компании.

При подготовке статьи использованы материалы информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу www.e-commerce.ru и ООО "БИАТ. консалтинг" (http://intranet-portal.ru).

Д.Чалышева

Начальник Московской группы

отдела кадров

Alliance Healthcare Russia

Подписано в печать

12.11.2008

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий