Структура психологического синдрома: анализ адаптационных проявлений у детей-эмигрантов

Венгер А. Л.

Введение

В данной статье рассматривается концепция психологического синдрома, основанная на идеях Л. С. Выготского, и ее применение для анализа адаптационных синдромов у детей, эмигрировавших из бывшего СССР в Израиль.

Общий подход к анализу психологических синдромов

Психологический синдром определяется как устойчивый комплекс взаимосвязанных симптомов, возникающий в результате специфических жизненных обстоятельств и формирующий характерную картину психического развития.

Схема психологического синдрома

Исходные предпосылки (0): факторы, влияющие на возникновение синдрома, такие как:
- Личностные черты ребенка
- События из его биографии
- Обстоятельства жизни
- Отношения с окружающими

Ядро синдрома (1-3):
- Психологические особенности (1): характерные черты психики ребенка, формирующие его восприятие и поведение.
- Особенности деятельности (2): специфические типы активности, предпочитаемые ребенком, которые отражают его интересы и склонности.
- Особенности взаимоотношений (3): тип взаимодействия ребенка с окружающими людьми, включая семью, сверстников, учителей и т.д.

Положительная обратная связь: взаимоотношения ребенка с окружающими усиливают или поддерживают его исходные психологические особенности, что способствует стабилизации синдрома.

Отличие психологического синдрома от других понятий:

  • Акцентуация характера: относится только к одному блоку - психологическим особенностям ребенка, тогда как синдром охватывает все три блока.
  • Психопатическое развитие: является крайним вариантом психологического синдрома, характеризующимся дезадаптивным поведением.

Психологические синдромы и возраст

Возникновение психологических синдромов чаще всего связано с возрастными кризисами, которые, в свою очередь, обусловлены сменой ведущей деятельности ребенка. Ведущая жизненная сфера - это область, где реализуется ведущая деятельность.

Смена ведущих жизненных сфер:

  • Дошкольный возраст: ведущая деятельность - игра, ведущая сфера - непосредственное общение с окружающими.
  • Младший школьный возраст: ведущая деятельность - учеба, ведущая сфера - социальные институты, прежде всего школа.
  • Подростковый возраст: ведущая деятельность - общение со сверстниками, ведущая сфера - непосредственное общение с окружающими.
  • Старший школьный возраст: ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность, ведущая сфера - социальные институты.

Схема анализа психологического синдрома:

Этап 1: Определение ведущей сферы ребенка, анализ тенденций в этой сфере, ведущих к возникновению синдрома.

Этап 2: Разделение факторов на исходные предпосылки и ядерные блоки.

Этап 3: Анализ взаимосвязей между ядерными блоками - психологическими особенностями, особенностями деятельности и особенностями взаимоотношений.

Адаптационные психологические синдромы

Адаптационные синдромы возникают у детей-эмигрантов в процессе адаптации к новой культуре и социальной среде.

Ориентация ребенка в ведущей сфере:

  • Консервация: стремление сохранить привычные формы поведения, ценности, способы построения отношений.
  • Ассимиляция: отказ от прежних форм и принятие новых.
  • Вариация: изменение форм активности, не соответствующее ни прежним, ни новым нормам.
  • Регресс: распад прежних форм активности без замены их новыми.

Основные сферы адаптации:

  • Бытовая сфера: взаимоотношения с окружающими людьми (семья, сверстники).
  • Социальная сфера: социальные институты (школа, учеба).
  • Культуральная сфера: духовная культура (искусство, наука, религия).

Анализ структуры адаптационных синдромов (на примере синдромов, наблюдаемых у детей-эмигрантов из бывшего СССР в Израиль):

I. Ведущая сфера - бытовая:

I.1. Ориентация на консервацию:

  • Семейная изоляция: стремление к тесному эмоциональному контакту с родителями, избегание общения с другими людьми.
  • Групповая изоляция: идентификация с группой сверстников, замкнутость в рамках группы.
  • Негативистическая демонстративность: нарушение социальных норм для привлечения внимания окружающих.
  • Психологическая инкапсуляция: уход от реальности, защитное фантазирование, пассивность.

I.2. Ориентация на ассимиляцию:

  • Гиперсоциальность: идентификация с новой социальной действительностью, избегание контактов с русскоязычными, отказ от прежних культурных ценностей.
  • Избегание семейного общения: отвержение ценностей, предлагаемых родителями, увлечение развлечениями, компьютерными играми.
  • Отверженность: нежелание общаться, неадекватное владение средствами общения, конфликтность.

II. Ведущая сфера - социальная:

II.1. Ориентация на консервацию:

  • Тотальный регресс: негативное отношение к новым нормам, падение психического тонуса, депрессия, неадекватное поведение.

II.2. Ориентация на ассимиляцию:

  • Суженность направлений деятельности: успешное социальное функционирование, пассивность в других сферах.
  • Социальная дезориентация: культурный дальтонизм - неумение вычленить правила новой социальной системы.
  • Хроническая неуспешность: повышенная тревожность, ожидание неудачи, низкая успешность в учебной деятельности.

Примеры анализа адаптационных синдромов:

  • Психологическая инкапсуляция: характерна для детей, неспособных сохранить привычные формы взаимоотношений, испытывающих фрустрацию значимой потребности во внимании.
  • Отверженность: характерна для подростков, не умеющих общаться в новой среде, испытывающих негативные эмоции по отношению к новой культуре.
  • Социальная дезориентация: характерна для младших школьников, не способных усвоить правила новой социальной системы.

Заключение

  • Психологические синдромы могут проявляться сходным образом, но иметь разные психологические корни.
  • Для получения полной картины синдрома необходимо анализировать все три блока: психологические особенности, особенности деятельности и особенности взаимоотношений.
  • Данный подход применим не только к адаптационным синдромам, но и к другим типам синдромов у детей.
  • Важно учитывать, что формирование психологических синдромов - это комплексный процесс, требующий
    многостороннего анализа и индивидуального подхода к коррекции.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться