Венгер А. Л.
Введение
В данной статье рассматривается концепция психологического синдрома, основанная на идеях Л. С. Выготского, и ее применение для анализа адаптационных синдромов у детей, эмигрировавших из бывшего СССР в Израиль.
Общий подход к анализу психологических синдромов
Психологический синдром определяется как устойчивый комплекс взаимосвязанных симптомов, возникающий в результате специфических жизненных обстоятельств и формирующий характерную картину психического развития.
Схема психологического синдрома
Исходные предпосылки (0): факторы, влияющие на возникновение синдрома, такие как:
- Личностные черты ребенка
- События из его биографии
- Обстоятельства жизни
- Отношения с окружающими
Ядро синдрома (1-3):
- Психологические особенности (1): характерные черты психики ребенка, формирующие его восприятие и поведение.
- Особенности деятельности (2): специфические типы активности, предпочитаемые ребенком, которые отражают его интересы и склонности.
- Особенности взаимоотношений (3): тип взаимодействия ребенка с окружающими людьми, включая семью, сверстников, учителей и т.д.
Положительная обратная связь: взаимоотношения ребенка с окружающими усиливают или поддерживают его исходные психологические особенности, что способствует стабилизации синдрома.
Отличие психологического синдрома от других понятий:
- Акцентуация характера: относится только к одному блоку - психологическим особенностям ребенка, тогда как синдром охватывает все три блока.
- Психопатическое развитие: является крайним вариантом психологического синдрома, характеризующимся дезадаптивным поведением.
Психологические синдромы и возраст
Возникновение психологических синдромов чаще всего связано с возрастными кризисами, которые, в свою очередь, обусловлены сменой ведущей деятельности ребенка. Ведущая жизненная сфера - это область, где реализуется ведущая деятельность.
Смена ведущих жизненных сфер:
- Дошкольный возраст: ведущая деятельность - игра, ведущая сфера - непосредственное общение с окружающими.
- Младший школьный возраст: ведущая деятельность - учеба, ведущая сфера - социальные институты, прежде всего школа.
- Подростковый возраст: ведущая деятельность - общение со сверстниками, ведущая сфера - непосредственное общение с окружающими.
- Старший школьный возраст: ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность, ведущая сфера - социальные институты.
Схема анализа психологического синдрома:
Этап 1: Определение ведущей сферы ребенка, анализ тенденций в этой сфере, ведущих к возникновению синдрома.
Этап 2: Разделение факторов на исходные предпосылки и ядерные блоки.
Этап 3: Анализ взаимосвязей между ядерными блоками - психологическими особенностями, особенностями деятельности и особенностями взаимоотношений.
Адаптационные психологические синдромы
Адаптационные синдромы возникают у детей-эмигрантов в процессе адаптации к новой культуре и социальной среде.
Ориентация ребенка в ведущей сфере:
- Консервация: стремление сохранить привычные формы поведения, ценности, способы построения отношений.
- Ассимиляция: отказ от прежних форм и принятие новых.
- Вариация: изменение форм активности, не соответствующее ни прежним, ни новым нормам.
- Регресс: распад прежних форм активности без замены их новыми.
Основные сферы адаптации:
- Бытовая сфера: взаимоотношения с окружающими людьми (семья, сверстники).
- Социальная сфера: социальные институты (школа, учеба).
- Культуральная сфера: духовная культура (искусство, наука, религия).
Анализ структуры адаптационных синдромов (на примере синдромов, наблюдаемых у детей-эмигрантов из бывшего СССР в Израиль):
I. Ведущая сфера - бытовая:
I.1. Ориентация на консервацию:
- Семейная изоляция: стремление к тесному эмоциональному контакту с родителями, избегание общения с другими людьми.
- Групповая изоляция: идентификация с группой сверстников, замкнутость в рамках группы.
- Негативистическая демонстративность: нарушение социальных норм для привлечения внимания окружающих.
- Психологическая инкапсуляция: уход от реальности, защитное фантазирование, пассивность.
I.2. Ориентация на ассимиляцию:
- Гиперсоциальность: идентификация с новой социальной действительностью, избегание контактов с русскоязычными, отказ от прежних культурных ценностей.
- Избегание семейного общения: отвержение ценностей, предлагаемых родителями, увлечение развлечениями, компьютерными играми.
- Отверженность: нежелание общаться, неадекватное владение средствами общения, конфликтность.
II. Ведущая сфера - социальная:
II.1. Ориентация на консервацию:
- Тотальный регресс: негативное отношение к новым нормам, падение психического тонуса, депрессия, неадекватное поведение.
II.2. Ориентация на ассимиляцию:
- Суженность направлений деятельности: успешное социальное функционирование, пассивность в других сферах.
- Социальная дезориентация: культурный дальтонизм - неумение вычленить правила новой социальной системы.
- Хроническая неуспешность: повышенная тревожность, ожидание неудачи, низкая успешность в учебной деятельности.
Примеры анализа адаптационных синдромов:
- Психологическая инкапсуляция: характерна для детей, неспособных сохранить привычные формы взаимоотношений, испытывающих фрустрацию значимой потребности во внимании.
- Отверженность: характерна для подростков, не умеющих общаться в новой среде, испытывающих негативные эмоции по отношению к новой культуре.
- Социальная дезориентация: характерна для младших школьников, не способных усвоить правила новой социальной системы.
Заключение
- Психологические синдромы могут проявляться сходным образом, но иметь разные психологические корни.
- Для получения полной картины синдрома необходимо анализировать все три блока: психологические особенности, особенности деятельности и особенности взаимоотношений.
- Данный подход применим не только к адаптационным синдромам, но и к другим типам синдромов у детей.
- Важно учитывать, что формирование психологических синдромов - это комплексный процесс, требующий
многостороннего анализа и индивидуального подхода к коррекции.
Поделиться