Статья ТКРФ 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) испол

Комментарий к статье 351

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко - включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры - физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее - работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц - участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений - ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т. д.; звуко - или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео - или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия "исполнение" раскрывается в ст. 4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которой исполнение - это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 "Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов" (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, - это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом - это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).

характеристика спортсмена

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1