Существует общепринятое деление исследовательских методов на;
- неэкспериментальный (описательный);
- экспериментальный.
Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности.
Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием. Он также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Современные методы психодиагностики условно делятся на:
1. стандартизованные, измерительные методы («тесты» - объективные тесты и стандартизованный самоотчет),
Тесты
в основе лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил;
обеспечивают диагноз и прогноз лишь с вероятностной точностью;
диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.
2. экспертные методы - методы понимания («клинические» - проективные диалоговые методы).
Экспертные методы
- в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.
- незаменимыми везде, где не разработаны стандартизованные процедуры;
- оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики, если их применяет эксперт высокой квалификации.
Тест - совокупность стандартизированных заданий, ограниченных временем, стимулирующих определенную форму активности, их результаты поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Также термин «тест» используется наряду с другим термином — методика (иногда — техника). В советской психодиагностике слово «тест» имело негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазность». Все используемые тесты были переименованы в методики.
Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают (проективные методики).
Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник».
Опросник - психодиагностический инструмент, который, в отличие от других тестов, направлен на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Появилось значительная группа компьютеризированных, или приспособленные к условиям компьютера методик.
Р.Кэттелл и Ф.Варбуртон в своем справочнике собрали, описали и классифицировали по предмету психологической оценки более 400 различных тестов.
Классификация психодиагностических методов:
1. Тесты способностей - исследование интеллектуальных функций,
2. Тесты умений и навыков - координация, точность движений,
3. Тесты на восприятие - восприятие запахов, слов, предложений,
4. Опросники - анкеты, прямые опросники,
5. Мнения - отношение к другим людям, нормам морали.
6. Эстетические тесты (предпочтение в музыке, живописи...). < p> 7. Проективные тесты (проективные личностные тесты...).
6. Ситуационные тесты (поведение в ситуации...).
7. Игры (СПТ, ОДИ, ДИ, АСИД...).
8. Физиологические тесты (физиологические пробы...).
9. Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост...).
10. Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, пометки).
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые могут быть условно обозначены как:
- «объективный»,
- «субъективный»,
- «проективный».
Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
Объективные методики - измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности:
1.1. Методики для диагностики собственно личностных особенностей - тесты личности:
1.1.1. Тесты действия;
1.1.2. Тесты ситуационные;
1.2. Тесты интеллекта:
1.2.1. Тесты способностей;
1.2.2. Тесты достижений;
1.2.3. Критериально-ориентировочные тесты.
Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
Субъективные методики - измерение на основе информации, данной испытуемом о самом себе. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками:
2.1. Личностные и специальные опросники.
2.1.1. Характерологические опросники.
2.1.2. Мотивационные опросники.
2.1.3. Эмоционально - волевые опросники (опросники состояния и настроения).
2.1.4. Коммуникативные опросники.
2.1.5. Опросники мнений.
2.2.Опросники-анкеты.
2.3.Актуальные и ретроспективные интервью.
2.4.Биографические методики.
2.5.Описание собственного поведения.
2.6.Герменевтические методики - включают такие методы как беседа и наблюдение.
Проективные методики - измерение при помощи слабоструктурированного стимульного материала, который дополняет испытуемый, проецируя свою личность, порождает процессы фантазии, воображения, в них раскрываются характеристики субъекта.
Проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста.
Методики, созданные в рамках проективного подхода делят (С.Розенцвейг, 1964) на:
- моторно-экспрессивные,
- перцептивно-структурные,
- апперцептивно-динамические.
Проективные методики также бывают:
1. Конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла).
2. Конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого).
3. Интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации).
4. Катартические (игровая деятельность в организованных условиях).
5. Экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему).
6. Импрессивные (предпочтение одних стимулов другим).
7. Аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории).
8. Семантические (эмоциональное отношение как выражение личностного смысла).
Другие классификации тестов (А.А.Бодалёв, В.В.Столин):
1. по особенностям используемых тестовых заданий:
тесты вербальные - опосредованы речевой активностью обследуемых; апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;
тесты практические - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные.
2. по форме процедуры обследования:
- групповые тесты;
- индивидуальные тесты.
3. по направленности — тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций,
4. по наличию или отсутствию временных ограничений — тесты скорости и тесты результативности.
5. по принципам их конструирования.
методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ - многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.),
методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует - задания, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью - большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кэттелла).
Основание классификации психодиагностических инструментов — характеристика основного методического принципа, который положен в основу данного приёма.
По базовому методическому принципу:
1. стандартизованные самоотчеты:
- тесты-опросники,
- открытые опросники с последующим контент-анализом,
- шкальные техники (семантический дифференциал),
- методики классификации,
- индивидуально-ориентированные (ролевые репертуарные решетки);
2. объективные тесты;
3. проективные техники;
4. диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Стандартизованный самоотчет - использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники - набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Открытые опросники - не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый — холодный», «сильный — слабый») - трех-, пяти- и семиточечные шкалы.
Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники (репертуарные решетки) могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого.
Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче.
Диалогические техники могут быть:
- вербальными (интервью, беседы),
- невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).
Основание классификации - мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики:
1. Наименьшая вовлеченность психодиагноста:
аппаратурные методики и объективные психологические тесты - минимальное влияние на результаты диагностического обследования личности психодиагноста, его опытности как психолога,
многие опросники и шкальные техники.
2. Максимальная степень вовлеченности психодиагноста
диалогические техники - максимальное влияние его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностического обследования.
различные виды бесед, интервью, диагностических игр.
Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.
Поделиться