Елена Адаменко
Менеджер по персоналу
Оценка результативности — процедура определения вклада каждого конкретного работника в общее дело организации. Это очень важный управленческий инструмент, с помощью которого руководитель может корректировать и направлять усилия своих подчиненных…
Оценка результативности ( performance appraisal ) — это формализованная система периодической проверки исполнения должностных обязанностей отдельным сотрудником (группой, подразделением) с целью справедливого вознаграждения, выявления проблем, которые мешают человеку эффективнее выполнять работу, поиска путей решения этих проблем, в том числе определения потребностей в профессиональном обучении, потенциальных возможностей для развития карьеры.
Скептикам, считающим оценивание чрезвычайно трудоемким и «практически бесполезным» процессом, хочется напомнить: основная функция руководителя — эффективно управлять подчиненными, повышать результативность их труда. Именно оценка является незаменимым помощником руководителя, который обязан знать своих сотрудников, их сильные и слабые стороны.
Чтобы оценка эффективно работала в качестве инструмента управления, ее нужно проводить регулярно. Результаты должны обязательно доводиться до сведения сотрудника.
Результаты грамотно организованной и проведенной оценки
Для работника | Для руководителя | Для компании |
• своевременная обратная связь с руководителем, полная информация о результатах своего труда • направление развития и совершенствования профессиональных навыков и знаний • основание для адекватной самооценки |
• возможность оптимизировать деятельность отдельных сотрудников и подразделения в целом • установление доверительных отношений с подчиненными • приобретение навыков позитивной коммуникации • возможность принятия обоснованных управленческих решений по вознаграждениям и взысканиям |
• благоприятный социально-психологический климат в коллективе • развитие командного духа, ориентация сотрудников на успех • повышение производительности труда • конкурентные преимущества на рынке • позитивный имидж |
С чего начать оценку? С подготовки руководителя.
Во избежание необъективности при оценивании подчиненных, руководитель должен придерживаться следующих правил:
- использовать одни и те же нормы и критерии;
- избегать заведомо заниженных или завышенных оценок, относиться к оцениваемому объективно и непредвзято;
- оценивать профессиональную деятельность и результаты, а не личность самого работника;
- обязательно обсуждать результаты оценки с оцениваемым сотрудником;
- заранее уведомлять работника о дате предстоящего собеседования;
- тщательно и заблаговременно готовиться к итоговому собеседованию;
- намечать пути и сроки устранения недостатков в работе;
- активно применять результаты оценки в кадровой политике подразделения.
Первый этап — подготовительный
На этом этапе необходимо:
- Поставить конкретные цели , которых нужно достичь с помощью оценки. Такими целями могу быть:
- справедливое распределение вознаграждений;
- проверка квалификации сотрудников, разработка программ обучения для развития недостающих профессиональных компетенций;
- продвижение сотрудников по горизонтали или по вертикали, формирование кадрового резерва;
- повышение производительности труда.
- Определить круг участников оценивания (кто и кого оценивает, кто имеет доступ к результатам, существует ли апелляционный орган). Чаще всего применяется такая система оценки, при которой непосредственный руководитель оценивает своих подчиненных. Нередко ее результаты дополняются самооценкой (сотрудники оценивают самих себя) и оценкой коллег (анонимное анкетирование).
- Выбрать оптимальный период оценивания для работников конкретного подразделения: это может быть один месяц (для сотрудников, чья заработная плата зависит от выработки); три месяца (для сотрудников, обслуживающих бизнес-процесс); шесть месяцев или год (для руководителей).
- Выбрать метод оценки , соответствующий ее целям.
Наиболее распространены следующие методы измерения результативности труда:
- BARS ( Behaviorally Anchored Rating Scale , шкала оценки на основании поведения) — оценка, ориентированная на ключевые характеристики поведения;
- метод «360 градусов» — оценка деятельности руководителей среднего звена (снизу, сверху и по горизонтали);
- МВО ( Management by objectives , управление по целям) — оценка степени достижения сотрудниками поставленной цели (учитывается индивидуальный результат и срок исполнения);
- метод «Рабочие стандарты» — оценка показателей производительности труда сотрудников в сравнении с заранее установленными стандартами или нормами выработки.
Метод BARS позволяет минимизировать субъективизм в оценке. Шкала, разработанная в соответствии с этим методом, содержит детальное описание поведения, соответствующего определенной оценке. Поведенческие рейтинговые шкалы представляют собой комбинацию рейтинговых методов и характеристик поведения на рабочем месте.
При традиционных подходах инструментом оценки выступает балльная шкала. Предположим, в шкале 1–7 «7» означает «блестяще», «6» — «очень хорошо», «5» — «хорошо», «4» — «средне» и т. д. Но где граница между «очень хорошо» и «блестяще»? Как объективно определить разницу между «очень хорошо» и «хорошо»? При использовании метода BARS вместо оценок (или вместе с оценками) руководитель-оценщик имеет описание поведения сотрудника, соответствующее определенной оценке, и выбирает подходящее. Например, при оценке способности к планированию:
«Блестяще» (7). Полностью разрабатывает детальные планы; предоставляет требуемое обоснование; оформляет всю документацию; распространяет планы среди нужных лиц.
«Очень хорошо» (6). Планирует, поддерживает связи и работает поэтапно; еженедельно отчитывается о состоянии дел и разрабатывает графики; при необходимости корректирует расписания.
«Хорошо» (5). Выбирает для выполнения определенный участок работы; разрабатывает перечень всех компонентов проекта, реализацию которого надо спланировать; стремится превзойти ожидания, улучшить планы реализации проектов; удовлетворяет пожелания клиентов; очень редко допускает дорогостоящие просчеты.
«Средне» (4). Составляет перечень шагов, которые необходимо предпринять при планировании, и проверяет их по мере продвижения проекта; проверки приводят к непредвиденным задержкам и недовольству клиентов; пренебрегает некоторыми деталями проекта; своевременно не информирует об изменениях в планах.
«Ниже среднего» (3). Планы недостаточно детализированы; имеются нереальные во временном отношении расписания; у человека есть трудности в планировании на два-три дня вперед; не может распределить работу равномерно для сдачи объекта к сроку.
«Очень слабо» (2). Вообще не планирует и не составляет расписаний работы.
«Неприемлемо» (1). Очень редко своевременно заканчивает проекты; не пытается исправить или хотя бы понять причины ошибок.
Разработка BARS обычно включает пять этапов:
- Формирование критических случаев (инцидентов). Группу специалистов, хорошо знающих работу, которую необходимо оценить (руководство, сотрудники, эксперты), просят описать ситуации (критические случаи) эффективного или неэффективного исполнения обязанностей.
- Определение объема исполнения обязанностей. Первая команда экспертов объединяет случаи в небольшую группу (пять-десять) «измерений» исполнения обязанностей. Каждому кластеру (группе) затем дается определение.
- Перераспределение случаев. Вторая команда экспертов уточняет результаты: перераспределяет первичные критические случаи. Им предоставляют определения кластеров и набор критических случаев, после чего просят «рассортировать» последние: отнести каждый случай к определенному кластеру. Результат считается хорошим, если 50–80% экспертов из второй команды помещают критические случаи в тот же кластер, что и первая группа.
- Шкала случаев. Экспертов просят проранжировать (обычно используются семи- и девятиуровневые шкалы) поведение, описанное в критическом случае, то есть установить, насколько эффективно или неэффективно оно отражает исполнение обязанностей.
- Разработка окончательного инструмента. «Набор» случаев (обычно шесть или семь на кластер) используется в качестве «поведенческих якорей» для каждой группы.
Подготовка BARS требует больше времени, чем другие методы оценки, однако у BARS есть важные преимущества:
- более точный способ оценки, поскольку люди, знающие работу и требования к ней (эксперты), лучше других могут дать объективную оценку совершаемым действиям;
- более четкие нормы: критические случаи на шкале помогают выяснить, что понимается под «очень хорошим», «средним» и т. д. исполнением служебных обязанностей;
- обратная связь: использование критических случаев может быть полезным при обеспечении обратной связи с оцениваемыми людьми;
- большая независимость, поскольку объединение критических случаев в пять или шесть групп исполнения обязанностей помогает понизить субъективизм в оценке.
Метод «360 градусов» используется, как правило, для оценки деятельности руководителей среднего звена. Отличительной его особенностью является комплексный подход: в процессе оценивания принимают участие все люди, с которыми оцениваемый сталкивается в своей трудовой деятельности: непосредственный руководитель, подчиненные, коллеги (начальники смежных отделов) и клиенты (вариант: самооценка или оценка внешним специалистом). При разработке анкеты важно включить три основные характеристики: профессиональные, производственные и управленческие компетенции.
Метод МВО : взаимодействие руководителя с подчиненным происходит в два этапа. На первом (как правило, в начале рабочего периода — месяц, квартал) разрабатываются и согласовываются цели для каждого сотрудника, сроки исполнения и критерии, по которым будут оцениваться результаты. Цели и задачи выставляются по принципу SMART ( Specific — цели, специфические для организации/подразделения/сотрудника; Measurable — измеримые результаты; Achievable — достижимые; Result-oriented — ориентированные на результат, а не на усилия; Time-based — имеющие временные рамки для исполнения).
На втором этапе осуществляется собственно оценка достижения поставленных целей. Оценка по данному методу часто связывается со стимулированием: от процента выполнения задачи зависит премия работников.
Целей на определенный период времени не должно быть слишком много (оптимальным считается три-пять). По окончании второго этапа проводится подсчет процента выполнения задач, достижения целей. Компании, внедрившие метод MBO , отмечают увеличение производительности труда, повышение лояльности сотрудников, рост заинтересованности персонала в результатах своей работы (при одновременном сокращении фонда заработной платы).
В методе «Рабочие стандарты» используется сравнение показателей производительности труда сотрудника с заранее установленными стандартами выработки. Критерии продуктивности ориентированы на количественные (выработка продукции в единицу времени или за установленный период, объем продаж, количество привлеченных клиентов) и качественные (процент брака, отзывы клиентов, соответствие эталонам) характеристики. Чаще всего данный метод используется на крупных промышленных предприятиях, но его можно адаптировать и для других компаний.
Второй этап — оценивание
Документирование оценки исполнения. Очень важно документировать не только качественные, успешные, но и неудовлетворительные результаты (исполнение). Это позволит руководителю в дальнейшем обсуждать с сотрудником конкретные факты, уменьшит субъективизм.
Основные принципы документирования результатов:
- точность, достоверность;
- учет фактов, а не мнений, эмоций;
- ведение записей, а не доверие к памяти;
- последовательность.
Исполнение работы может быть блестящим, хорошим или плохим, однако основанием для оценки и для выводов о профессионализме сотрудника оно станет только после фиксации в документах.
Третий этап — подведение итогов
В конце периода оценивания непосредственный руководитель обязан провести индивидуальную беседу с работником, сообщить о своих замечаниях и пожеланиях: обсудить перспективы развития сотрудника; скорректировать дальнейшее направление его деятельности. Важно, чтобы информация, которую получает оцениваемый работник о результативности своей работы, была объективной. Если общая картина негативна, сотрудника нужно уведомить об этом, предложить пути улучшения ситуации. Если общая картина положительна, руководитель также должен убедиться в том, что работник знает об этом.
Сотрудник обсуждает со своим непосредственным начальником степень достижения результатов, объясняет, почему, с его точки зрения, отдельные задачи невозможно было решить, и обсуждает, как повысить эффективность работы в будущем.
По результатам оценки составляется индивидуальный план развития ( план перспективных действий ), который позволит сотруднику развиваться и достичь еще более высоких показателей в течение следующего оценочного периода.
План перспективных действий может включать следующие элементы:
- обмен опытом и знаниями с коллегами и руководителем;
- процесс самоподготовки сотрудника (чтение специальной литературы, обучение на курсах и т. п.);
- система тренингов для развития конкретных навыков и умений;
- работа по индивидуальному плану;
- консультации с внешними специалистами;
- стажировка и др.
Четвертый этап — заключительный
Заполненные оценочные листы с рекомендациями руководителя по развитию каждого сотрудника передаются в службу по управлению персоналом. Менеджер по персоналу, ответственный за проведение оценки результативности, анализирует информацию, обобщает ее и в виде сводного отчета подает генеральному директору компании. Этот отчет, помимо данных непосредственно оценки, должен включать план действий по устранению недостатков в профессиональной деятельности оцениваемых и способы поощрения и стимулирования лучших сотрудников, разработанные подразделением по управлению персоналом на основании выводов и рекомендаций линейных руководителей.
Для того чтобы оценка, применяемая в компании, стала полезной технологией и давала ощутимые результаты, важно помнить:
- Главной целью оценки результативности является не стремление к наказанию отстающих сотрудников и поощрению добросовестных, а помощь им в выявлении недостатков в работе и их устранению. При этом важнейшую роль играет объективность и аргументированность проводимой оценки.
- Внедряя в компании процедуру оценки, нельзя ограничиваться одноразовым мероприятием. Цикличность оценки обеспечивает возможность сравнения результатов, т. е. отслеживания динамики, и позволяет исключить влияние случайных факторов.
- Необходимо увязать результаты оценки с другими системами управления. Результаты оценки могут и должны влиять на политику найма персонала, методы профессиональной и социальной адаптации новичков в подразделении, организацию мероприятий по обучению, формирование кадрового резерва, уровень вознаграждений и формы взысканий.
- Необходимо предоставлять обратную связь по итогам оценки. Во время итоговой беседы нужно оперировать фактами, говорить о поведении человека, не задевая его личного достоинства, чтобы разговор получился конструктивным.
Именно эти факторы позволят укрепить авторитет руководителя в глазах подчиненных и помогут сотрудникам относиться к оценке как к неотъемлемой части его должностных обязанностей.
Практическое задание
- Определите одну-две основные цели проведения оценки результативности в вашем подразделении.
- Разработайте критерии для проведения оценки ваших подчиненных. В качестве отправной точки используйте должностные инструкции сотрудников.
- Определите возможные последствия применения оценивания. Как вы планируете использовать результаты, полученные в ходе оценки?
Поделиться