Опросники-самоотчеты как метод психодиагностики

Опросники-самоотчеты как метод психодиагностики

Приведем краткие характеристики этих методов:

1.         Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух- трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.

С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы иссле­дования личности :

подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);

типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);

2.         Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.

3.         Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.

Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам

Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.

4.         Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта 11.

2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета.

Способы "защиты" от фальсификации данных

Причины недостоверности самоотчетов:

1)    у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;

2)    на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;

3)    респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;

4)    позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, "да, да, да..."). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы;

5. респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).

Ключевые слова: 
ВложениеРазмер
Image icon samoot.png20.19 КБ

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий