Опросники-самоотчеты как метод психодиагностики
Приведем краткие характеристики этих методов:
1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух- трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.
С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности :
подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);
типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);
2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.
3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.
Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам
Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.
4. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта 11.
2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета.
Способы "защиты" от фальсификации данных
Причины недостоверности самоотчетов:
1) у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;
2) на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;
3) респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;
4) позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, "да, да, да..."). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы;
5. респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).
Вложение | Размер |
---|---|
samoot.png | 20.19 КБ |
Поделиться