1. Понятие и цели
Психологическое консультирование - это процесс помощи психологически здоровым людям в преодолении внутри- и межличностных трудностей. Это организованное взаимодействие (беседа), направленное на:
- Преодоление конкретного затруднения
- Личностный рост клиента
Существуют две основные ориентации в консультировании:
- Объективная: фокусируется на поведении и приспособлении к жизни.
- Субъективная (феноменологическая): акцентирует внимание на опыте клиента и его индивидуальной реальности.
2. Модели консультирования
Различают несколько моделей:
- Медицинская: рассматривает психологические проблемы как следствие болезней.
- Педагогическая: фокусируется на обучении клиента навыкам и знаниям для решения проблем.
- Диагностическая: направлена на глубокое изучение и анализ проблемы клиента.
- Социальная: учитывает влияние социальных факторов на человека.
- Психологическая: использует методы психологии для понимания и решения проблем.
3. Этапы консультирования
Начальный этап:
- Установление контакта и заключение контракта.
- Прием клиента, представление консультанта, сбор информации.
- Обсуждение целей, методов, стоимости, продолжительности, ответственности, прав и обязанностей клиента, конфиденциальности.
Этап расспроса:
- Разбираться в проблеме клиента.
- Поддержание и углубление контакта, стимулирование рассказа.
- Целенаправленное развитие беседы, осмысление сказанного.
- Использование прямых вопросов, активного и нерефлексивного слушания, эмпатии, вербального и невербального ободрения.
- Формулирование консультативных гипотез (основанных на рассказе клиента и знаниях консультанта).
- Проверка гипотез путем сбора информации.
- Формирование гипотезы о причинах и источниках затруднений клиента.
Этап психологического воздействия:
- Достижение клиентом понимания и преодоления трудностей.
- Использование психотехнических средств, зависящих от направления консультирования.
- Осознание клиентом причин и источников трудностей, овладение способами совладания с ними.
Заключительный этап:
- Подведение итогов, обсуждение дальнейших контактов, прощание.
4. Личность консультанта
- Профессиональные знания и умения + личность = эффективное влияние на клиента.
- Консультант как модель психологически здоровой личности.
- Искренность консультанта (конгруэнтность).
- Личностные характеристики эффективных консультантов: эмпатия, сочувствие, терпимость, уважение, самообладание, искренность, открытость.
- Проблема влияния ценностей и философии консультанта на его работу.
- Типичные трудности консультанта: тревога, самораскрытие, перфекционизм, понимание молчания, работа с навязчивыми и немотивированными клиентами, отсроченность результатов, контрперенос, недостаток юмора, постановка реалистичных целей, злоупотребление советами.
- Профессиональное выгорание: причины, проявления, профилактика, преодоление.
- Важность персональной ответственности и внутреннего локуса контроля.
- Консультирование консультантов (супервизия).
5. Этические вопросы
- Права клиента: квалифицированная помощь, информированное согласие, выбор консультанта, конфиденциальность.
- Этическая проблема: зависимость клиента от консультанта.
- Характер отношений: сотрудничество, а не манипуляция.
- Обязанности консультанта: компетентная помощь, конфиденциальность, право на передачу клиента.
- Ограничения конфиденциальности: опасность для клиента или других.
- Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и других отношений с клиентом.
6. Базовые умения консультанта
- Присутствие и истинность консультанта как факторы развития аналогичных качеств у клиента.
- Коммуникативные уровни: формальный, поддержания контакта, стандартный, критический, интимный.
- Критический и интимный уровни: ведущие к изменениям.
- Углубление контакта: передача клиенту ответственности, прояснение скрытого, развитие значимых тем.
- Шкала межличностного давления: слушание, углубление, инструктирование, требование.
- Умения на каждом уровне: мо молчание, невербальная поддержка, повторение, резюмирование, вдохновение, отражение, вопросы, и т.д.
- Работа с сопротивлением: понятие, готовность клиента, типичные формы, функции, пути работы (указание, понимание, демонстрация альтернатив, преодоление).
7. Основные направления консультирования
Психоанализ (З. Фрейд):
- Ключевые понятия: Оно, Эго, Супер-Эго, сознание/бессознательное, защитные механизмы.
- Развитие личности: стадии психосексуального развития.
- Процесс: свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса, анализ сновидений.
Индивидуальная психология (А. Адлер):
- Ключевые понятия: субъективное восприятие, целостность, стремление к цели, чувство недостаточности, компенсация, комплекс неполноценности, жизненный стиль, ошибки, задачи, социальное чувство, порядок рождения.
- Процесс: установление контакта, исследование индивидуальной динамики, интерпретации, реориентация.
Экзистенциальный подход:
- Ключевые понятия: сознание/самосознание, свобода/ответственность, идентичность, смысл, тревога, смерть.
Центрированный на человеке подход (К. Роджерс):
- Ключевые понятия: позитивный взгляд на человека, потенциал, актуализация, самоактуализация, Я-концепция, Я-идеальное, внутренняя/внешняя оценка, конгруэнтность/неконгруэнтность, эмпатия, безусловное принятие, угроза/тревога, защитные механизмы, феноменологический мир, опыт, полностью функционирующая личность.
- Процесс: три базовые установки консультанта.
Гештальтподход (Ф. Перлз):
- Ключевые понятия: гештальт, здесь и теперь, осознание, незавершенные дела, избегание, уровни невроза, контакт/сопротивление, защитные механизмы, энергия.
- Процесс: гештальтэксперимент, диалоговые упражнения, делание кругов, работа со сновидениями.
Транзактный анализ (Э. Берн):
- Ключевые понятия: эгосостояния (Родитель, Взрослый, Ребенок), транзакция, предписания, ранние решения, поглаживания, игры, купоны, сценарий.
- Процесс: структурный анализ, транзактный анализ, анализ семейного программирования, анализ ритуалов, игр, сценариев.
Бихевиоральный подход:
- Ключевые понятия: классическое/оперантное обусловливание, когнитивные процессы, научение, подкрепление, научный метод.
- Процесс: релаксационный тренинг, систематическая десенситизация, моделирование, тренинг социальных умений, самоуправление, мультимодальная терапия (А. Лазарус).
Когнитивно-бихевиоральные подходы:
- Рационально-эмотивная терапия (РЭТ, А. Эллис): иррациональные верования, должен, обязан, ABC-теория, обнаружение и опровержение иррациональных убеждений, рациональное переструктурирование.
- Когнитивная терапия (А. Бек):
- Когнитивная модификация поведения (Д. Майхенбаум):
- Процесс: когнитивные (опровержение, заполнение форм, библиотерапия, изменение языка), эмотивные (управляемое воображение, ролевые игры, атака на смущение), поведенческие методы.
8. Интегративная тенденция
- Интеграция различных подходов.
- Механический эклектизм vs. осмысленная интеграция.
- Преимущества глубокого владения различными подходами.
- Выработка индивидуального консультативного стиля.
Заключение
Психологическое консультирование - это многогранная область, предоставляющая помощь людям в решении различных личных проблем. Важно понимать, что консультирование - это не волшебная палочка, а сложный процесс, требующий активного участия клиента, а также профессиональных знаний и умений консультанта.
Поделиться