Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование

В. В. КОЛПАЧНИКОВ

1. Понятие о психологическом консультировании

Суть психологического консультирования психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.

Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная решающая), е) в сроках (кратковременное долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность интенциональность), з) в представлении о "реальности " (конвенциональная индивидуальная реальность).

Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.

2. Основные этапы психологического консультирования

Начальный этап. Цель установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа: прием клиента, представление (знакомство), сбор первичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений).

Этап расспроса клиента. Цель как можно лучше разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель разговорить клиента. Основное ее содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в) целенаправленное развитие беседы, г) осмысление

36

сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства, используемые консультантом: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента. Результат подэтапа формулирование консультативных гипотез. Источники выдвижения консультативных гипотез: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2) профессиональная теоретическая платформа консультанта. Вторая часть. Ее цель проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание этой части: активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства, используемые консультантом: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы; анализ конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента. Результат всего этапа гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.

Этап оказания психологического воздействия. Цель достижение клиентом понимания и преодоление психологических затруднений. Основное содержание этапа: использование различных психотехнических средств помощи клиенту в осмыслении и преодолении его психологических трудностей. Основные приемы и средства, используемые консультантом в зависимости от направления консультирования (см. ниже разделы о направлениях в психологическом консультировании). Результат этапа и всего консультирования осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними.

Заключительный этап консультирования. Основное его содержание: подведение итогов консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с клиентом.

3. Личность консультанта

Проблема соотношения профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически здоровой личности для клиента. Искренность ( "конгруэнтность ") консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его деятельность.

Типичные трудности начинающего консультанта: а) совладание с тревогой, б) истинность и самораскрытие, в) стремление к совершенству (перфекционизм), г) признание пределов своей компетентности, д) понимание молчания (пауз) в консультативном процессе, е) обращение с навязчивыми клиентами, ж) обращение с немотивированными (невовлеченными) клиентами, з) отсроченность результатов консультирования, и) избегание самообмана, к) потеря себя в проблеме клиента, контрперенос, л) недостаток чувства юмора, м) постановка реалистических целей, н) злоупотребление советами, о) поиск и развитие собственного консультативного стиля.

Проблема "профессионального сгорания " консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и преодоления "профессионального сгорания ".

Проблема психологического консультирования консультантов и работы под руководством супервизора как одна из сторон подготовки к профессиональной деятельности.

4. Этические вопросы психологического консультирования

Права клиента в консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция.

Профессиональные и этические обязанности и права консультанта: а) обязанность

37

предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных (дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.

5. Базовые умения консультанта

"Присутствие " и "истинность " консультанта в контакте с клиентом как главное условие развития "присутствия " и "истинности " клиента. Два измерения "присутствия ": открытость опыту и экспрессивность.

Представление о коммуникативных уровнях в повседневном и консультативном взаимодействии: формальный уровень, уровень поддержания контакта, стандартный, критический, интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и развитие значимых тем.

"Шкала межличностного давления " в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Общая характеристика каждого уровня шкалы. Умения и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы: а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы, б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы, в) уровень инструктирования: среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы, г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.

Работа с сопротивлением. Понятие о сопротивлении. Готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением. Типичные формы проявления сопротивления. Некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления. Результаты работы с сопротивлением.

6. Основные современные направления консультирования

Психоанализ. З. Фрейд основатель психоанализа. Ключевые понятия психоаналитической теории: структура личности (Оно, Эго, СуперЭго), сознание и бессознательное, защитные механизмы Эго (вытеснение, отрицание, реактивное образование, проекция, замещение, рационализация, сублимирование, регрессия, интроекция, идентификация, компенсация и др.). Развитие личности. Значимость ранних этапов развития. Стадии психосексуального развития личности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная). Значение учения о стадиях развития для консультирования. Современные тенденции в психоанализе: Эгопсихология и теория объектных отношений. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (свободные ассоциации, анализ и интерпретация сопротивления и переноса, анализ сновидений). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Индивидуальная психология А. Адлера основоположника подхода. Ключевые

38

понятия индивидуальной психологии: субъективное восприятие реальности, целостность личности (холизм), стремление к цели, чувство недостаточности и стремление к компенсации, превосходству, компетентности, три неблагоприятные ситуации детства, комплекс неполноценности, реальная и псевдокомпенсация, жизненный стиль, базовые ошибки, жизненные задачи, приоритеты, социальное чувство (интерес), порядок (очередность) рождения. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (установление психологического контакта: слушание, эмоциональная поддержка и ободрение; исследование индивидуальной динамики: интервью, опросник жизненного стиля, анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений и приоритетов, суммирование впечатлений; интерпретаций, ведущая к инсайту; реориентация: метафорическое взаимодействие, парадоксальная интенция, действие как "если бы ", "поимка себя за рукав ", "счастливая и несчастливая кнопки ", разработка и следование рабочим планам изменений и др.). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Экзистенциальный подход в психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом виднейшие представители подхода. Экзистенциальнофилософские корни подхода: Ф. М. Достоевский, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, М. Бубер. Ключевые понятия экзистенциального подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.

Центрированный на человеке подход в консультировании. К. Р. Роджерс основоположник подхода. Ключевые понятия: позитивный взгляд на природу человека, человеческий потенциал, тенденция к актуализации и самоактуализации, Я-концепция, Яидеальное, внутренний оценочный механизм и внешняя оценочная система, конгруэнтность/неконгруэнтность, эмпатийное понимание, безусловное принятие/уважение, угроза и тревога, защитные механизмы (искажение, отрицание), феноменологический мир человека, опыт, полностью функционирующая личность. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: три базовые установки консультанта как условия позитивных изменений и личностного роста клиента. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Гештальтподход в психологическом консультировании. Ф. Перлз основоположник подхода. Ключевые понятия: гештальт, "здесь и теперь ", осознание, незавершенные дела, избегание, уровни (слои) невроза, контакт и сопротивление контакту, защитные механизмы (интроекция, проекция, ретрофлексия/оборачивание на себя, дефлексия/отвлечение, конфлюенция/слияние), энергия и блоки свободному течению энергии. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: гештальтэксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования, диалоговые упражнения ( "техника пустого стула ", ролевые игры и др.), "делание кругов ", принятие на себя ответственности, проективные игры, обращение в противоположное, преувеличение/уменьшение, техника "побудьте с вашим чувством ", работа со сновидениями и др. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Транзактный анализ в психологическом консультировании. Э. Берн основоположник подхода. Основные понятия: эгосостояния ( "Родитель ", "Взрослый ", "Ребенок "), транзакция, типы транзакций, предписания и ранние решения, поглаживания, игры, купоны, жизненный сценарий, пересмотр ранних решений и выход за пределы сценария. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные

39

техники и процедуры: структурный анализ, транзактный анализ, анализ семейного программирования, анализ ритуалов, времяпрепровождения, игр и жизненных сценариев. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Бихевиоральный подход к психологическому консультированию. А. Лазарус виднейший представитель современной бихевиоральной терапии и консультирования. Основные понятия: классическое и оперантное обусловливание, роль когнитивных процессов, научения, подкрепление, научный метод (конкретность, измеряемость, воспроизводимость) в консультировании. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: релаксационный тренинг, систематическая десензитизация, методы моделирования (А. Бандура), тренинг социальных умений (уверенности и т. п.), программы руководства самим собой и самоуправления; мультимодальная терапия А. Лазаруса (диагностика семи главных сфер функционирования личности, "технический эклектизм " при консультативном воздействии). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Рациональноэмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивнобихевиоральные подходы в психологическом консультировании. А. Эллис основоположник рациональноэмотивной терапии. А. Т. Бек, Д. Майхенбаум виднейшие представители современного когнитивнобихевиорального подхода. Основные понятия РЭТ: иррациональные верования/убеждения, "настоятельная " потребность и "простое " предпочтение, "должен " и "обязан ". ABCтеория личности, обнаружение и опровержение иррациональных верований на основе научного (эмпирические доказательства плюс логика) метода, замена иррациональных идей рациональными, рациональное переструктурирование и достижение рациональной философии жизни как основа эмоционального благополучия и поведенческой успешности человека. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: когнитивные методы (опровержение иррациональных идей и убеждений в диалогическом взаимодействии, заполнение форм самопомощи по обнаружению и замене иррациональных убеждений, библиотерапия, изменение языка ( "должен " "предпочитаю "), юмор); эмотивные методы (рациональноэмотивное управляемое воображение, ролевые игры, "атака на смущение ", поведенческие методы; см. выше: Бихевиоральный подход...). Представление о системе когнитивной терапии А. Т. Бека. Представление о системе когнитивной модификации поведения Д. Майхенбаума. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

7. Интегративная тенденция в современном психологическом консультировании

Данные исследований об интегративных тенденциях в современном консультировании. Механический эклектизм и осмысленная интеграция различных подходов в индивидуальной консультативной практике. Преимущества глубокого и осмысленного владения различными подходами к оказанию психологической помощи. Выработка согласованного интегративного представления о сущности человека, причинах и условиях психологического благополучия и неблагополучия, выработка индивидуального консультативного стиля как критерия профессионализма консультанта.

Литература

Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Издво МГУ, 1994.

Адлер А. Наука жить. Киев: PortRoyal, 1997.

Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1988.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1983.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Издво МГУ, 1984.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма "Класс ", 1994.

Морли С., Шефферд Д., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.

Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. М., 1995.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

Сидоренко Е. В. Комплекс "неполноценности " и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993.

Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.

Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Bugental J. F. T. The art of the psychotherapist. N. Y.: W. W. Norton & Comp., Inc., 1987.

Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. 4th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publ. Co, 1991.

Dass R., Gorman P. How can I help? N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.

Kottler J. A., Blau D. S. The imperfect therapist: Learning from failure in therapeutic practice. San Francisco/ Oxford: JosseyBass Publ., 1990.

Kottler J. A. The complete therapist. San Francisco/ Oxford: JosseyBass Publ., 1991.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1