Образовательный курс для руководителей Google: Эмоциональный интеллект

В прошлой статье мы рассмотрели Типы мышления. В этом материале рассмотрим важность эмоций.

Эмоциональный интеллект (2 часа)

Для начала давайте подумаем о том, какое послание несут в себе наши эмоции, а затем разберем, что такое эмоциональный интеллект и каково его практическое применение.

Эмоции и их смысл

Люди, которые не умеют распознавать свои собственные эмоции и слишком сильно полагаются на интуицию, зачастую принимают неправильные решения. Эмоции служат:

  • Для мотивации: любопытство и счастье заставляют нас двигаться вперед.
  • Для защиты: страх и отвращение оберегают нас от того, что может нам навредить.
  • Для понимания себя и окружающих.

Предложите участникам прочесть цитату (про себя):

"Отрицание эмоций - это далеко не единственная опасность, с которой сталкиваются те, кто слишком сильно полагается на левое полушарие мозга. Они могут начать воспринимать мир слишком буквально, отказавшись от чувства перспективы и потеряв то, что "правополушарные" люди называют контекстом". (Дэниел Сигел)

Эмоции провоцируют внимание и влияют на отношение и/или поведение, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Как правило, эмоции связаны с потребностью человека выживать.

Упражнение. Информация, которую несут в себе эмоции (15 минут)

Подготовка: Развесьте по комнате 5 досок и напишите на каждой из них по эмоции: радость, страх, злость, разочарование и удивление.

  • Рассмотрите примеры базовых человеческих эмоций. Подумайте о том, что произошло с вами за последнюю неделю, выберите эмоцию, которая запомнилась вам больше всего, и подойдите к соответствующей доске. (Если участники столпились у одной доски, попросите их распределиться более или менее равномерно.)
  • Повернитесь к соседу и расскажите ему пару историй о том, что с вами произошло (2 минуты).
  • Обсудите в группе (5 минут):
    • Как эмоции повлияли на ваши мысли и действия?
    • Какую "информацию" вы получили от эмоций (например, об угрозе ценностям)?
    • Если бы вы лучше поняли посыл, вы бы поступили по-другому? Могли бы вы воспринимать ту ситуацию иначе?  Если да, то почему? Если нет, то почему?

Обсудите результаты и поделитесь вопросами, которые у вас возникли (максимум 8 минут).

Это короткое упражнение поможет участникам понять, что эмоции несут в себе ценную информацию, которую можно расшифровать при помощи простых действий. Когда мы называем эмоции своими именами, мы извлекаем нужную информацию, и это знание успокаивает наш разум. Это называется эмоциональной грамотностью, которая является ключевой компетенцией эмоционального интеллекта.

Примечание для координатора

Цель:

  • [Разогрев] Подчеркнуть, что эмоции несут в себе ценную информацию.
  • Ввести термин "эмоциональный интеллект".
  • Научить участников распознавать ситуации, которые запускают те или иные эмоции
  • Испробовать методы управления эмоциями и их повторной оценки
  • Ввести термин "эмпатия", донести до участников, что это качество можно в себе развить, как и способность сопереживать

Что такое эмоциональный интеллект*? (5 минут)

В ходе этого курса мы учимся обращаться со своими эмоциями - определяем, как они влияют на поведение, которое, в свою очередь, проявляется в стиле управления. Научившись понимать себя, мы сможем применять эту способность к окружающим, то есть проявлять эмпатию или понимание других. Как вы знаете, это одна из ключевых компетенций руководителя, которая соответствует качеству под номером 3 ("выражает заинтересованность в личном успехе каждого члена команды") и качеству под номером 5 ("умеет общаться, то есть слушать и доносить информацию") из проекта "Кислород".

Основываясь на том, что вы уже знаете, давайте попробуем предположить, что же такое эмоциональный интеллект? (Выслушайте несколько ответов и зафиксируйте их на доске.)

Создатели концепции эмоционального интеллекта (EI) посчитали, что концепция обычного интеллекта (IQ) является слишком узкой. Существуют области, успех в которых определяется только эмоциональным интеллектом. Обычный IQ, который долгое время использовался для оценки уровня интеллекта, полностью игнорирует поведенческий аспект и характер человека. К примеру, все мы встречали людей с невероятно высокими IQ, которые при этом были социально неадаптированными и не умели общаться. Как видите, высокий IQ ни в коей мере не гарантирует успех. EI не поддается формальным измерениям. Он отвечает за то, как мы взаимодействуем с окружающими.

Что такое EI и IQ (попросить кого-нибудь из зала прочесть определение)

  • Эмоциональный интеллект (EI) - это способность распознавать и понимать эмоции (свои и чужие), а затем использовать полученную информацию для управления собственным поведением и построения взаимоотношений. (Гоулман и Бояцис)
  • Когнитивный интеллект (IQ) - это способность понимать и оценивать новые ситуации, устанавливать причинно-следственные связи и применять имеющиеся знания для решения проблем. За когнитивный интеллект отвечает новая кора головного мозга (неокортекс), связанная также с абстрактным мышлением и умением подбирать аргументы.

Это определение используется в большинстве научных трудов. Многие исследования доказывают, что эмоциональный интеллект невероятно важен. Особый интерес представляют работы Дэниела Гоулмана, который изучал вопросы эмоционального интеллекта в течение 30 лет и популяризировал эту концепцию.

Проще говоря, эмоциональный интеллект - это разумное использование эмоций (и информации, которую они в себе несут). Чтобы развить в себе эмоциональный интеллект, в первую очередь необходимо научиться понимать себя. Именно этим мы сегодня и займемся. Позже мы поговорим о том, как спроецировать полученные навыки на окружающих.

Дополнительная информация об эмоциональном интеллекте:

Концепция эмоционального интеллекта связана со многими другими поведенческими, эмоциональными и коммуникативными теориями, включая НЛП (нейролингвистическое программирование), трансактный анализ и эмпатию. Развивая каждый из 5 компонентов эмоционального интеллекта (классификация по Гоулману, 2005 год), мы можем стать продуктивнее и успешнее и помочь в этом другим. Процесс и результат развития эмоционального интеллекта включают в себя элементы, которые снижают уровень стресса и конфликтности, улучшают понимание и взаимоотношения, привносят в жизнь стабильность, целостность и гармонию.

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Какую пользу он может принести лично вам?

  • Наука однозначно подтверждает, что эффективность работы лидеров и руководителей напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта в целом и умения понимать себя в частности.
  • Владея этим навыком, вы сможете принимать лучшие решения, общаться с подчиненными так, чтобы они вас слышали, и избавляться от стресса. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта повышает шансы на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.

Многократные исследования доказывают, что ключевым фактором успеха в непростой работе руководителя является... эмоциональный интеллект.

Доктор Дэниел Гоулман опубликовал результаты анализа, в которых эмоциональные компетенции составляют 80-100% компетенций выдающегося лидера.

Эмоциональный интеллект можно развивать

  • Уровень эмоционального интеллекта повышается по мере выработки компетенций и поведенческих шаблонов (так называемая "зрелость").
  • Эмоциональный интеллект зарождается в лимбической системе за счет мотивации, практики и обратной связи.

Чтобы использовать эмоции оптимальным образом, требуется информация, мотивация, практика и готовность к обратной связи о том, как наше поведение влияет на окружающих.

Углубленный анализ: отношения с другими людьми

Рассмотрим такой аспект эмоционального интеллекта, как "внимание к другим". Поскольку термин "эмоциональный интеллект" звучит в наши дни довольно часто, давайте определим некоторые понятия, которые мы будем использовать в дальнейшем.

Знаете, в чем заключается разница между этими понятиями?

[Пауза, ответ на следующем слайде]

  • Симпатия - это повышенная осведомленность о состоянии другого человека и понимание того, что это состояние необходимо облегчить (Лорен, 2005).
  • Эмпатия** - это способность поставить себя на место другого человека и в некоторых случаях опосредовано испытать связанную с ним ситуацию или эмоциональное состояние (Барон-Коэн, 2006).
  • Сострадание - это не только эмпатия, но и желание действовать, чтобы облегчить тяжелое состояние другого человека.

Под "тяжелым состоянием" необязательно понимаются страдания.

Углубленный анализ: цель сострадания

Превратите свой эмпатический опыт в осознанные действия, демонстрирующие сострадание.

Зачем? Нейробиологические исследования доказывают, что:

  • Излишняя эмпатия вызывает стресс и профессиональное выгорание.
  • За страдания и эмпатию отвечают одни и те же участки мозга.
  • Сострадание, напротив, позволяет почувствовать себя небезразличным и дает мотивацию для помощи другим людям.

Как научиться сострадать?

  • Не надо строить предположения. Задавайте прямые вопросы о том, какая именно помощь требуется сотрудникам.
  • Ищите в себе и своих подчиненных общие черты.
  • Поощряйте совместную работу, а не соревновательный дух.
  • Взращивайте в себе естественную заинтересованность в делах всех членов команды.
  • Станьте примером для подражания и помните, что сострадание - это заразно!

Соблюдайте рамки приличия, не опускайтесь до роли жилетки, в которую можно поплакать.

Эмпатия и сострадание на практике (~10-15 минут, рабочая тетрадь)

Поразмыслите и ответьте на следующие вопросы:

  • Кому больше всего нужна моя эмпатия?
  • Как я могу в себе ее развить?

Повернитесь к партнеру и обсудите следующие вопросы:

  • Что можно сделать, чтобы относиться с эмпатией к людям, которые окружают вам на работе (подчиненным, руководству, клиентам, коллегам)?

Расскажите о результатах обсуждения другим участникам (5 минут)

Через 10 минут привлеките внимание участников и запишите их ответы.

Итак, еще раз... Эмпатия: Золотое правило :: Сострадание: Платиновое правило

Вместо того чтобы строить предположения о том, как мыслят и чего хотят другие люди, потратьте время на то, чтобы узнать их поближе и понять, как они мыслят и чего хотят. В эмпатии как таковой нет ничего плохого, однако сострадание выводит его на новый уровень ("относитесь к людям в соответствии с их желаниями"). Вы никогда точно не узнаете о желаниях другого человека, пока не спросите его напрямую.

Предположим, у вас в команде есть сотрудник с инвалидностью, и он этого не скрывает. Если вы проявите эмпатию и начнете строить предположения о трудностях, с которыми он сталкивается каждый день, вы можете зайти далеко и совсем не туда, куда нужно. В этом случае необходимо проявить сострадание и в частном порядке расспросить сотрудника о том, как ему можно помочь, а затем принять решение на основании достоверной информации.

"Сострадание - это объективная форма эмпатии, которая объединяет ваши чувства с чувствами другого человека, и вы можете облегчить его страдания, но только в том случае, если это действительно необходимо".

Джефф Вейнера (генерального директора LinkedIn CEO из выступления на конференции Wisdom 2.0 2015)

Переходим к триггерам

В следующей статье поговорим о механизмах эмоционального интеллекта.

rework.withgoogle.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal