Кадровая реформа

КАДРОВАЯ РЕФОРМА - крупномасштаб­ное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с ка­чественно новыми целями и задачами раз­вития соц.-экон. систем и структур. По­требность в К. р. может появиться в ре­зультате резкого изменения технологии производства и продукции, изменений внешней среды (действия конкурентов, решения правительственных органов, раз­витие научно-технического прогресса). Для определения ее необходимости тре­буется постоянный сбор и анализ инфор­мации. К. р. всегда характеризуется нали­чием объективных и субъективных пред­посылок. Объективные предпосылки К. р. связаны: с качественным изменением по­литических, соц.-экон. и технико-техно­логических условий и потребностей раз­вития общества, региона, организации; с наличием необходимых ресурсов для ре­формы. Субъективные предпосылки К. р. связаны: с устойчивой неспособностью действующей кадровой системы (самих кадров и управления кадрами) решать ка­чественно новые задачи реформирования и развития общественных, производствен­но-хозяйственных и др. систем; с нали­чием субъективных позитивных предпо­сылок осуществления кадровой реформы (наличием отдельных лиц и групп, спо­собных осуществить реформу); с понима­нием основной массы кадров необходи­мости ее осуществления. К. р. предпола­гает разработку соответствующих страте­гических и тактических целей, приорите­тов, плана реформы (мероприятия, эта­пы, результаты, определение состава ис­полнителей, необходимых ресурсов), ее нормативно-методического и мотиваци-онного обеспечения. Критериями оцен­ки К. р. на разных фазах ее реализации будут следующие: уровень финансовых затрат и уровень отдачи на вложенный капитал; степень риска и неопределеннос­ти; скорость распространения информа­ции о нововведениях реформы; соответ­ствие реформы существующим нормам и ценностям; возможность реализации ре­формы по частям и возврата к прежней практике; влияние реформы на межлич­ностные отношения. К этапам К. р. можнательный уровень — диплом магистра и доктора наук. При определении качест­венного состава кадровых служб следует учитывать названия должностей, преду­смотренных для этих служб Общероссий­ским классификатором профессий рабо­чих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенным в действие постанов­лением Госстандарта России от 26 декаб­ря 1994 г. № 367 с 1 января 1996 г.: ди­ректор по кадрам и быту, начальник от­дела (управления кадрами и трудовыми отношениями), специалист по кадрам, менеджер (в подразделениях управления кадрами), заведующий отделом по управ­лению кадрами и трудовыми отношения­ми, инженер по подготовке кадров, ин­спектор по кадрам, табельщик. Количе­ственный состав службы управления пер­соналом определяется организационно-штатными структурами и Уставом орга­низации. При расчете необходимой чис­ленности штатных работников кадровой службы учитываются следующие факто­ры, влияющие на К. о.с. у.п.: общая чис­ленность работников организации; кон­кретные условия и характерные особен­ности организации, связанные со сферой ее деятельности (производственной, бан­ковской, торговой, страховой и т. д.), мас­штабами, разновидностями отдельных производств, наличием филиалов; соц. характеристика организации, структурный состав ее работников (наличие разных ка­тегорий — рабочих, специалистов с выс­шим и средним специальным образова­нием, научных работников), их квалифи­кация; сложность и комплексность реша­емых задач по управлению персоналом (стратегическое планирование, выработ­ка кадровой политики, организация обу­чения и т. п.); техническое обеспечение уп­равленческого труда и др. Зарубежный опыт показывает, что в службах управле­ния персоналом занято от 1 до 1,2% об­щей численности работников организа­ций, фирм, компаний. В качестве тенден­ции, характерной для зарубежных компа­ний, можно отметить не абсолютный, а относительный рост численности кадро­вых служб. Среди причин, повлиявших на повышение эффективности работы кад­ровых служб и ограничивших рост числа их работников, можно отметить две ос­новные. Первая — перевод работы с кад­рами в ведущих фирмах и корпорациях на современную информационно-техни­ческую базу. Вторая — развитие управ­ленческой инфраструктуры, помогающей извне в выполнении наиболее сложной кадровой работы. К ней относятся орга­низации по подготовке и повышению ква­лификации специалистов кадровых служб на стороне, консультативные фирмы по вопросам кадровой работы, внешние центры по деловой оценке и т. п. Особен­ность зарубежных кадровых служб в том, что многие работники фирм и компаний, участвуя в подготовке и реализации кад­ровых решений в рамках деятельности службы управления персоналом, не состо­ят в ее штате. Это, напр., значительная часть профессоров и преподавателей учебных центров и университетов, инженеров — участников "вербовочных" бригад в ву­зах и т. д. Т. к. организации самостоятель­но определяют численность работников, их профессиональный и квалификацион­ный состав, утверждают штаты, необходимо знать методы расчета численности' работников системы управления персона­лом организации.

Вид словаря: 
Рубрика: 

Поделиться