Тест Стреляу. Изучение темперамента

Когда понадобится: для выявления у сотрудника силы нервных процессов: возбуждения, торможения и подвижности

Тест Стреляу

Ф. И. О. оцениваемого ______________________________________
Возраст (полных лет)

______________________________________

Должность

______________________________________

Подразделение

______________________________________

Дата заполнения

______________________________________

 

Инструкция

Ответьте на вопросы в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к  уже ранее отвеченным. На каждый вопрос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «не знаю».  Ответ «не знаю» давайте только тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Тестовое задание

Вопрос Ответ
Да Нет Не  знаю
1 Относишься ли ты к людям, которые легко завязывают знакомства с  другими людьми?      
2 Можешь ли ты воздержаться от выполнения действия до того  момента, когда будет дано соответствующее распоряжение?      
3 Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло твое утомление,  вызванное работой?      
4 Можешь ли ты работать в неблагоприятных условиях?      
5 Воздерживаешься ли ты в процессе спора от эмоциональных  аргументов, не относящихся к делу?      
6 Легко ли тебе возвращаться к прежней работе после долгого  перерыва (отпуска, каникул)?      
7 Забываешь ли ты о своем утомлении, когда поглощен работой?      
8 Можешь ли ты терпеливо ожидать момента завершения работы,  которую ты поручил кому-то?      
9 Одинаково легко ли ты засыпаешь, если ложишься спать в разное время?      
10 Умеешь ли ты «хранить секрет», если тебя об этом просят?      
11 Легко ли тебе возобновить работу, которую ты не выполнял в течение  нескольких недель или месяцев?      
12 Умеешь ли ты терпеливо объяснять?      
13 Любишь ли ты работу, требующую умственных усилий?      
14 Испытываешь ли ты чувство сонливости и скуку в процессе  выполнения монотонной работы?      
15 Легко ли ты засыпаешь после сильных переживаний?      
16 Можешь ли ты в случае необходимости воздержаться от  демонстрации своего преимущества?      
17 Ведешь ли ты себя как обычно в присутствии незнакомых людей?      
18 Легко ли тебе сдержать злость или гнев?      
19 Сохраняешь ли ты присутствие духа в случае неудач?      
20 Можешь ли ты в случае необходимости приспособить свою манеру  держаться к особенностям поведения других членов группы?      
21 Охотно ли ты берешься за выполнение ответственных функций?      
22 Меняется ли твое настроение под влиянием окружения?      
23 Сохраняешь ли ты веру в себя в трудные минуты?      
24 Говоришь ли ты так же свободно, как всегда, в присутствии человека,  чье мнение для тебя важно?      
25 Остаешься ли ты спокойным в случае неожиданных изменений в  распорядке дня?      
26 Быстро ли ты находишь нужный ответ?      
27 Можешь ли ты оставаться спокойным в ожидании важного для себя  решения (прием в учебное заведение, поездка за границу)?      
28 Легко ли у тебя проходят первые дни отпуска, каникул и т. п.?      
29 Ты находчив?      
30 С легкостью ли ты приспосабливаешь свою походку или то, как ты  ешь, к тому, кто это делает медленнее?      
31 Быстро ли ты засыпаешь, ложась отдыхать?      
32 Охотно ли ты выступаешь на собрании, занятиях?      
33 Легко ли у тебя портится настроение?      
34 Легко ли тебе прервать работу, которой занят?      
35 Можешь ли ты помолчать, чтобы не мешать другим?      
36 Можешь ли ты не «поддаваться на провокацию»?      
37 Легко ли ты срабатываешься с другими людьми?      
38 Всегда ли ты взвешиваешь все «за» и «против» перед принятием  важного решения?      
39 Можешь ли ты проследить от начала до конца ход рассуждений  автора, читая какую-нибудь книгу?      
40 Легко ли тебе завязать разговор с попутчиками?      
41 Можешь ли ты сдерживаться от вступления в спор, если знаешь, что  это ни к чему не приведет?      
42 Охотно ли ты берешься за работу, требующую большой точности  движений?      
43 Можешь ли ты изменить принятое решение, если мнение других не  совпало с твоим?      
44 Быстро ли ты привыкаешь к новой организации труда?      
45 Можешь ли ты поработать ночью, если днем тоже работал?      
46 Быстро ли ты читаешь художественную литературу?      
47 Быстро ли ты отказываешься от своих планов из-за препятствий?      
48 Можешь ли ты держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого  требуют?      
49 Легко ли ты просыпаешься?      
50 Можешь ли ты сдержаться от немедленной импульсивной реакции?      
51 Можешь ли ты работать в условиях шума?      
52 Можешь ли ты в случае необходимости не говорить всей правды  прямо в глаза?      
53 Умеешь ли ты сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с  начальством и т. п.?      
54 Быстро ли ты привыкаешь к новому окружению?      
55 Любишь ли ты разнообразие и частую смену обстановки?      
56 Достаточно ли тебе ночного сна для полного восстановления сил,  если днем ты выполнил тяжелую работу?      
57 Избегаешь ли ты занятий, которые требуют выполнения  разнообразных действий в течение короткого времени?      
58 Справляешься ли ты с большинством возникающих трудностей  самостоятельно?      
59 Ожидаешь ли ты, пока другой выскажется, прежде чем начать  говорить самому?      
60 Бросился ли бы ты в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умел  плавать?      
61 Способен ли ты к напряженной работе (учению)?      
62 Можешь ли ты воздержаться от замечаний, если они неуместны?      
63 Придаешь ли ты значение постоянному рабочему месту, месту за  столом, на лекциях и т. п.?      
64 Легко ли ты переключаешься с выполнения одной деятельности на  другую?      
65 Всегда ли ты тщательно взвешиваешь все последствия перед тем,  как решиться на что-то важное?      
66 Легко ли ты преодолеваешь препятствия?      
67 Легко ли тебе сдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими  делами, не заглянуть в чужие бумаги?      
68 Скучно ли тебе выполнять однообразные, стереотипные действия?      
69 Легко ли тебе придерживаться правил поведения в общественных  местах?      
70 Умеешь ли ты воздерживаться во время разговора, выступления или  ответа от ненужных движений, жестикуляции?      
71 Любишь ли ты оживленную обстановку вокруг себя?      
72 Любишь ли ты выполнять работу, требующую больших усилий?      
73 В состоянии ли ты в течение длительного времени концентрировать  свое внимание на выполняемой деятельности?      
74 Любишь ли ты работу (занятие), которая требует быстрых движений?      
75 Владеешь ли ты собой в трудные минуты жизни?      
76 Сразу ли ты встаешь после того, как проснешься?      
77 Можешь ли ты, выполнив порученную тебе работу, терпеливо ждать,  когда окончат работу другие?      
78 Действуешь ли ты так же уверенно, как всегда, после того как увидел  что-то неприятное (досадное, обидное)?      
79 Быстро ли ты просматриваешь ежедневную прессу?      
80 Случается ли, что ты говоришь так быстро, что тебя трудно понять?      
81 Можешь ли ты нормально работать, если не выспался?      
82 Можешь ли ты работать длительное время без перерыва?      
83 Можешь ли ты работать, если у тебя болит голова, зубы и т. п.?      
84 Можешь ли ты довести спокойно свою работу до конца, когда  знаешь, что твои товарищи ждут тебя или развлекаются?      
85 Быстро ли ты отвечаешь на неожиданные вопросы?      
86 Быстро ли ты говоришь?      
87 Можешь ли ты спокойно работать, если должны прийти гости?      
88 Легко ли ты меняешь свою точку зрения под влиянием убедительных  аргументов?      
89 Терпелив ли ты?      
90 Можешь ли ты приспособиться к темпу работы человека, который  гораздо медлительнее тебя?      
91 Можешь ли ты организовать свою работу так, чтобы в один и тот же  период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?      
92 Меняется ли твое мрачное настроение в веселой компании?      
93 Можешь ли ты без особого напряжения одновременно делать  несколько дел?      
94 Сохраняешь ли ты присутствие духа, став свидетелем несчастного  случая на улице?      
95 Любишь ли ты работу, выполнение которой требует большой точности  движений?      
96 Сохраняешь ли ты присутствие духа, если страдает близкий тебе  человек?      
97 Полагаешься ли ты на себя в трудных ситуациях?      
98 Чувствуешь ли ты себя свободно в большой компании или среди  незнакомых людей?      
99 Можешь ли ты сразу же прервать разговор, если этого требует  ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?      
100 Легко ли ты приспосабливаешься к тому, как работают другие?      
101 Любишь ли ты часто менять вид занятий?      
102 Стремишься ли ты взять инициативу в свои руки, если происходит  что-то неожиданное?      
103 Сдерживаешься ли ты от смеха в неподходящий момент?      
104 Сразу ли ты полностью включаешься в работу?      
105 Выступаешь ли ты против того, с чем не согласен?      
106 Можешь ли ты справиться с состоянием временной депрессии?      
107 Засыпаешь ли ты как обычно, если сильно утомлен умственной работой?      
108 Можешь ли ты долго ждать, не раздражаясь (например, в очереди)?      
109 Воздерживаешься ли ты от вмешательства, если знаешь, что оно ни  к чему не приведет?      
110 Можешь ли ты хладнокровно подыскивать аргументы в процессе  бурного спора?      
111 Сразу ли ты находишь нужное решение при неожиданном изменении  ситуации?      
112 Можешь ли ты не шуметь, если тебя просят об этом?      
113 Без особых ли уговоров ты соглашаешься на то, чтобы  подвергнуться неприятным медицинским процедурам?      
114 Можешь ли ты работать с большим напряжением сил, интенсивно?      
115 Охотно ли ты меняешь место отдыха, развлечений?      
116 Трудно ли тебе приспособиться к новому распорядку дня?      
117 Спешишь ли ты с помощью в случае неожиданных происшествий?      
118 Сдерживаешься ли ты от ненужных возгласов или жестов, наблюдая  спортивные соревнования, выступления в цирке и т. п.?      
119 Любишь ли ты работу (занятия), где приходится разговаривать со  многими людьми?      
120 Контролируешь ли ты выражение своего лица (гримасы, ироническая  улыбка и др.)?      
121 Нравится ли тебе работа, требующая активных физических упражнений?      
122 Считаешь ли ты себя человеком отважным?      
123 Меняется ли у тебя голос (трудно ли тебе говорить) в необычной  ситуации?      
124 Умеешь ли ты справиться с желанием все бросить в случае неудачи?      
125 Можешь ли ты в течение длительного времени сидеть (стоять)  спокойно, если тебя просят об этом?      
126 В состоянии ли ты сдерживать свой смех, если знаешь, что это  может кого-то задеть?      
127 Легко ли твое грустное настроение сменяется радостным?      
128 Трудно ли тебя вывести из равновесия?      
129 Легко ли тебе соблюдать все принятые в твоем окружении условности?      
130 Любишь ли ты выступать публично?      
131 Приступаешь ли ты к работе сразу, без длительной подготовки?      
132 Готов ли ты спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?      
133 Энергичны ли твои движения?      
134 Охотно ли ты берешься за ответственную работу?      

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для изучения темперамента Стреляу

Описание

Методика диагностики темперамента Яна Стреляу используется для изучения трех основных характеристик нервной системы:

  • уровня (силы) процессов возбуждения;
  • уровня (силы) процессов торможения;
  • уровня подвижности нервных процессов.

Регулятивная (регулирующая) теория темперамента Стреляу была разработана в 1974 году на основе концепции Павлова о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Ян Стреляу определил, что свойства нервной системы Павлова могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм. Согласно теории Стреляу, в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность и выносливость) и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции.

Положения теории темперамента Яна Стреляу:

  • существуют относительно стабильные индивидуальные различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) по отношению к формальным характеристикам поведения;
  • темперамент имеет место как у животных, так и у человека;
  • характеристики темперамента – это продукт биологической эволюции, и генетическая основа определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Ключи к тесту

Сделайте анализ ответов. Если ответ соответствует ключу к тесту, то он оценивается в 2 балла. Если ответ не соответствует ключу к тесту, то он оценивается в 0 баллов. Ответ «не знаю» оценивается в 1 балл.

Шкала возбудимости

Ответ «да»: вопросы 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 37, 39, 45, 46, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

Ответ «нет»: вопросы 47, 51, 107, 123.

Шкала торможения

Ответ «да»: вопросы 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

Ответ «нет»: вопросы 18, 34, 36, 128.

Шкала подвижности

Ответ «да»: вопросы 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

Ответ «нет»: вопросы 25, 57, 63, 116.

Интерпретация результатов

42 балла по определенному свойству темперамента обозначают достаточно высокий уровень концентрации данного свойства.

Шкала возбудимости. Высокие результаты по данной шкале (больше 42 баллов) говорят о высоком уровне силы процессов возбуждения. Для таких людей характерны сильные реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, которая требует напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления. Они склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, которые их вызвали. Необходимо развивать в себе способность сдерживать слишком бурные проявления.

Низкие результаты (менее 42 баллов) говорят о слабости процессов возбуждения, быстром достижении запредельного торможения. Для таких людей характерно быстрое наступление состояния утомления, они нуждаются в более частых передышках в работе. В трудовой деятельности они лучше работают с аналитическим материалом в спокойной обстановке. Таким людям стоит дозировать свою работу, чередуя ее с перерывами, избегать переутомления. Не следует интерпретировать данные результаты как несостоятельность, недостаточность нервных процессов. Достижение успешности возможно за счет соответствующего содержания деятельности и режима ее осуществления.

Шкала торможения. Высокие результаты (больше 42 баллов) говорят о выраженности показателя силы нервной системы по отношению к процессам торможения. У таких людей быстро и прочно вырабатываются тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения. Они могут достаточно легко смириться с теми или иными правилами, требованиями, запретами, связанными с проявлением активности.

Низкие результаты (менее 42 баллов) говорят о слабости тормозных процессов. Такие люди склонны к импульсивным действиям, им трудно быстро отказаться от активности, иногда они с трудом справляются со своими реакциями. Их действия часто бывают скорыми и не очень продуманными. Таким людям стоит вырабатывать сдержанность, способность принимать решения после соответствующего размышления и взвешивания обстоятельств. Не следует на основании этих результатов рассматривать таких людей как расторможенных, несдержанных, комментировать эти результаты как недостаток или негативную личностную черту.

Шкала подвижности. Высокие результаты (более 42 баллов) говорят о способности нервной системы к быстрой смене, выработке рефлексов (из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот). Для людей с такими свойствами характерны готовность и желание воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления. Однообразная деятельность, ограниченность новой информации снижают их активность, могут вызвать скуку и утомление. Такие люди постоянно нуждаются в подпитке новизной. Они могут отличаться большой сообразительностью, разговорчивостью, иногда даже болтливостью. Им свойственна легкая смена настроения, зависимость его от окружающей обстановки.

Низкие результаты (менее 42 баллов) говорят о высокой инертности нервной системы, затруднениях в процессе перехода к новым навыкам, способам действия. У таких людей всякая новая ситуация, неожиданные вопросы, предложения вызывают затруднения. Им непросто привыкнуть к новой обстановке, новым товарищам. Для них свойственно явление раскачки: при включении в новую работу или при переходе от одного вида работы к другому они не могут быстро выйти из состояния перерыва и войти в состояние работы. Всякое новое требование, новый способ решения или действия осваиваются ими после периода «врабатывания», привыкания. Таким людям стоит знать о себе, что всякое новое дело может получиться у них не сразу, а при известном терпении. Им также стоит понимать, что в новых обстоятельствах, новых условиях они могут временно испытать дискомфорт, что им не всегда бывает легко подружиться с новыми людьми.

Рубрика: 
Ключевые слова: