Методика основана на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.
Проективные методики основаны на том, что человек склонен проецировать, то есть переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию/ объяснение действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и тому подобное. Именно на этой закономерности основан целый ряд психодиагностических методик различного уровня сложности (можно вспомнить широко известный тест "Фантастическое животное", "Пятно Роршаха", а также, например, ТАТ (тематический апперцептивный тест), который весь построен на том, что человек должен описывать действия персонажей на специальных картинках, объяснять причины и следствия их поступков). Подобные тестовые методики дают чрезвычайно интересные и высоко валидные данные. Преимущество проективных методик перед стандартизированными опросниками (например, Тест Кеттела) состоит, главным образом, в том, что они гораздо в меньшей степени могут быть "просчитаны", меньше вероятность большого количества социально-желательных ответов. Почему же не остановиться именно на таких методах оценки кандидатов в ходе интервью? Можно выделить две основные причины:
-- Подобные методы в большей степени ориентированы на ПОМОЩЬ человеку, психокоррекцию в дальнейшем, нежели на оценку профессионально значимых компетенций. Кроме того, они дают в ряде случаев слишком личную информацию, получать которую в ситуации бизнес-интервью может быть не очень корректно
-- И сам процесс тестирования, и интерпретация результатов, как правило, занимает довольно значительное время, вплоть до нескольких часов. Условия подбора персонала в современной коммерческой организации, как правило, не дают таких значительных временнЫх возможностей - требуется что-то, что дает результат быстрее.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
-- Принцип проективных методик очень хорошо подходит к ситуации интервью, благодаря меньшей вероятности социально-желательных ответов
-- Необходима адаптация проективных методик по двум параметрам: скорость тестирования и обработки результатов и направленность на диагностику компетенций, характерных для профиля должности сотрудника современной коммерческой организации.
Именно исходя из изложенных выше подходов, разработаны и апробированы более чем на 5000 респондентах проективные вопросы для бизнес-интервью и сам принцип их моделирования.
Однако важно не только то, как составлены проективные вопросы, но и то, каким образом мы их используем в ходе интервью, что может весьма существенно влиять на валидность метода.Есть несколько правил, соблюдение которых дает нам возможность получить высоко валидный результат оценки.
-- Вопросы задаются в быстром темпе и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову, или несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, является именно значимыми для него факторами.
-- Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально-желательных* или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из желания понравиться.
-- Форма вопроса должна быть открытой (то есть вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение)
-- Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками (например, несколько вопросов, раскрывающих мотивацию, подряд) так как это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью и "подстроиться" и дать социально-желательный ответ.
-- Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, так как в этом случае они звучать более естественно и не привлекают особого внимания кандидата (привлечение особого внимания к какому-то вопросу всегда снижает достоверность информации и повышает вероятность получения социально-желательного ответа)
Приведем примеры нескольких проективных вопросов и рассмотрим, как они работают на практике, поговорим об их самостоятельном моделировании.
Проективные вопросы
№ | Проективный вопрос | Оцениваемый фактор |
1 | Что стимулируют людей работать наиболее эффективно? | Мотивация |
2 | Что нравится людям в работе? | Мотивация |
3 |
Почему человек выбирает ту или иную профессию? |
Мотивация |
4 | Что может побудить человека уволиться? | Мотивация |
5 | Какой коллектив работает наиболее продуктивно?
Какой коллектив является наиболее комфортным для людей? |
Предпочтения по коллективу |
6 | Какие качества характера наиболее значимы для успешного общения с людьми? | Предпочтения по окружению, модель успешного общения |
7 | Зачем люди стремятся сделать карьеру? | Мотивация карьерного роста |
8 | В каких ситуациях оправдана ложь? | Допущение обмана |
9 | Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит? | Мотивы честного поступка, противоречащего материальным интересам |
10 | Почему при одном и том же уровне доходов в одних компаниях люди воруют, а в других - нет? |
Мотивы честного поступка/ поведения |
11 | За что оправданно уволить сотрудника сразу? |
Ценности применительно к организации |
12 | Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причины? |
"Болевые" точки с точки зрения конфликтности или опыта кандидата |
13 | Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом? |
Узкие места при работе с клиентом |
14 | Какой клиент наиболее является наиболее проблемным для компании? |
Узкие места при работе с клиентами |
15 | Сотрудник отработал в компании испытательный срок, он полностью устраивает свое руководство, но при этом подает заявление об уходе. Предположите, с чем это может быть связано? |
Мотивация + неприемлемые для человека моменты на работе |
16 | Руководитель в отпуске или длительной командировке, а люди в его отсутствие работают, как и обычно. С чем, как вы считаете, это связано? |
Мотивация + лояльность к работе и компании |
17 | Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности? |
Модель успеха |
18 | Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни? |
Модель успеха |
19 | Каким должен быть хороший сотрудник? |
Модель успеха (если кандидат идентифицирует себя с рядовым сотрудником) или ожидания от подчиненных (если кандидат идентифицирует себя с руководителем) |
20 | Каким должен быть идеальный руководитель? |
Представление о руководителе, оптимальном для кандидата |
Получив ответы на данные вопросы, можно:
- соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
- проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника;
!!! При интерпретации ответов на проективные вопросы обязательно обращайте внимание на ИЗБЕГАНИЯ.
Смотрите также другие проективные вопросы для оценки личностных характеристик.
Поделиться