АНКЕТА
оценки социально-психологического климата в коллективе
Просим Вас ответить на ряд вопросов данной анонимной анкеты, касающихся Вашей работы.
Сопоставление Ваших ответов с мнениями других сотрудников позволит сделать правильные выводы о нашей организации. Но это, конечно, зависит от искренности, точности и полноты Ваших ответов.
Пожалуйста, ознакомьтесь с вопросами и выберите ответ, который Вы считаете наиболее верным, и отметьте его каким либо знаком (+). Просим Вас ответить на все вопросы анкеты.
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
Очень нравится | Пожалуй, нравится | Работа мне безразлична | Пожалуй, не нравится | Очень не нравится |
2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
Да | Нет | Не знаю |
3. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего непосредственного руководителя: 5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито.
Качество | Оценка | Качество | Оценка |
Трудолюбие | Отзывчивость | ||
Общественная активность | Общительность | ||
Профессиональные знания | Способность разбираться в людях | ||
Забота о людях | Доброжелательность | ||
Требовательность | Справедливость |
4. Кто из членов Вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег? Назовите одну или две фамилии:
________________________________________________________________________________
5. Предположим, что по каким-либо причинам Вы временно не работаете. Вернулись ли бы Вы на свое нынешнее место работы?
Да | Нет | Не знаю |
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны.
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть всякие люди | |
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно | Скорее нет, чем да | Не знаю, не задумывался об этом | Скорее да, чем нет | Да, конечно |
8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
Да | Пожалуй, да | Не знаю, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | Нет | |
А. Деловые качества большинства членов коллектива | |||||
Б. Личные качества большинства членов коллектива |
10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило | Не знаю, не задумывался над этим | Это меня бы совершенно не устроило |
11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы | Не могу сказать, не задумывался над этим | Да, мог бы |
12. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеточек Вы бы поместили свой коллектив?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет, конечно |
14. Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены различными условиями Вашей работы.
Условие | Полностью удовлетворен | Пожалуй, удовлетворен | Трудно сказать | Пожалуй, не удовлетворен | Полностью не удовлетворен |
Состояние оборудования | |||||
Равномерность обеспечения работой | |||||
Размер заработной платы | |||||
Санитарно- гигиенические условия | |||||
Отношения с непосредственным руководителем | |||||
Возможность повышения квалификации | |||||
Разнообразие работы |
15. Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована Ваша работа?
По-моему, наша работа организована очень хорошо | |
В общем, неплохо, хотя есть возможность улучшения | |
Трудно сказать | |
Работа организована удовлетворительно, много времени расходуется впустую | |
По-моему, работа организована очень плохо |
16. Как Вы считаете, пользуется ли директор реальным влиянием на дела коллектива?
Безусловно, да | Пожалуй, да | Трудно сказать | Пожалуй, нет | Безусловно, нет |
17. Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
Безусловно, да | Пожалуй, да | Трудно сказать | Пожалуй, нет | Безусловно, нет |
18. Ваш пол:
М | Ж |
19. Возраст: _____________
20. Образование:
Незаконченное среднее | Среднее | Среднее специальное | Незаконченное высшее | Высшее | Два высших |
21. Стаж работы в данном коллективе: ________________
22. Ваша профессия: __________________
23. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат: ________________
24. Ваше семейное положение:
Холост (не замужем) | Женат (замужем) | Разведен (а) | Вдовец (вдова) |
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные данные сводятся в общую таблицу. В каждой клетки таблицы должен стоять один из трех знаков: +; –; 0.
Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношений
Участники опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1 | |||
2 | |||
... | |||
n |
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
Э | = | ( | Э(+) | + | Э(–) | ) | / | n |
Где:
Э(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; Э (–) – количество отрицательных ответов; N – количество членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части:
– от -1 до -0,33; – от -0,33 до +0,33; – от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, а в третий – положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношений к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное; 2) положительное; 3) полностью отрицательное; 4) отрицательное; 5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае социально-психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
На опросном листе:
– вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; – 2, 5 и 8 – к поведенческому; – когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6; – 18–24 дают краткую социально-демографическую характеристику группы; – 1, 14, 15, 16 дают индекс групповой оценки; – 1, 2, 5 выявляют производственные установки (отношение к работе); – 4 выявляет соотношение официальной и неофициальной структуры группы (соотношение руководства и лидерства); – 3, 17 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5 –10 минут. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИО ответственного за обработку результатов анкеты | |
Дата |
Участники опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1 | |||
2 | |||
... |
Заключение:
Поделиться