Значит, вы уходите? Мы можем поговорить?

Мнение ваших сотрудников также ценно, как и мнение ваших клиентов. Мысли и впечатление сотрудников, которые покидают организацию, могут отличаться от слов тех людей, которые в ней продолжают работать. В конце концов, уход с работы – это всегда стрессовая ситуация для каждого человека, которая сопровождается сильными эмоциями. Положительные они или отрицательные, но вам лучше знать о них. Эти сотрудники могут предложить ключевые рекомендации, которые необходимы для улучшения деятельности организации.

Выходное интервью можно проводить различными способами. Если вы работаете в крупной организации, возможно, вы захотите работать с внешним «поставщиком», который смог бы «настроить» Интернет-опросы согласно вашим потребностям. Данный подход имеет два больших преимущества: во-первых, он может отслеживать для вас результаты и готовить доклады о тенденциях, касающихся «конкурентной» заработной платы и пособий, слабых сторон отделов и т.д. Не менее важным является и тот факт, что работник, который уходит из организации, может анонимно заполнить такую анкету, благодаря чему появляется возможность получить более честные ответы.

Но в малых и средних компаниях, как правило, анонимные интернет-опросы не применяются широко на практике. Вам необходимо использовать письменную анкету, в которой будет содержаться имя, должность респондента? Мы говорим, нет. Все дело в том, что вы можете получить такие расплывчатые или вводящие в заблуждение ответы на ваши вопросы, что весь замысел выходного интервью можно считать бессмысленным. Таким образом, только удастся подтвердить два управленческих предубеждения. Во-первых, руководители открыто утверждают, что подавляющее большинство работников уходит с работы по причинам, не связанным с компанией. Например, что касается топ-менеджеров, бытует мнение, что они покидают организацию ради шестизначной зарплаты, предлагаемой конкурентами.

Выше перечисленные обстоятельства не являются реальными причинами текучести кадров. Согласно пословице, «сотрудники уходят не из компании, а от менеджеров». Это приводит нас ко второму предубеждению управленцев: они идут в глухую оборону, когда увольняются люди. Руководители чувствуют себя оскорбленными, и последнее, что они хотят услышать, является откровенная критика (насколько бы она ни была ценной для организации).

Это значит, что беседа с глазу на глаз с кем-то из организации (или извне), может быть лучшим способом получить правдивую информацию от уходящего сотрудника. Возможно, худшим кандидатом на роль интервьюера может оказаться непосредственный руководитель, потому что он может оказаться необъективным.

Перед началом интервью спросите у супервайзера этого сотрудника, смог ли он/она снова принять его на работу, а также о его общем впечатлении о человеке, который уходит. Вооружившись этой информацией, попытайтесь «изучить» сотрудника, который уходит, чтобы выяснить, как к нему относился его начальник. Совпадают ли аргументы работника с информацией, полученной от его  руководителя? Как сотрудник отзывается о своем непосредственном начальстве?

О чем спрашивать работника, покидающего компанию?

Не забывайте проводить беседы с сотрудниками, уходящими с компании, которых вы были бы снова рады видеть в своей организации. Информация, полученная от них, может быть очень полезной, и поможет вам составить более объективную картину «внутреннего мира компании». Выделяйте для этого, по крайней мере, полчаса, но будьте также и готовы к тому, что кто-то из работников может пожелать потратить на вас не более минуты, по пути к выходу. При случае, спрашивайте сотрудников:

  1. Почему вы уходите?
  2. Мы можем переубедить вас не покидать компанию?
  3. Вы получали справедливую зарплату?
  4. У вас было достаточно средств, ресурсов и времени, чтобы эффективно выполнять свою работу?
  5. Расскажите о том, что вам больше/меньше всего нравилось в компании?
  6. Как проходило общение с вашим руководителем?
  7. Как вы думаете, какое впечатление вы производили на своего непосредственного начальника? (Внимательно отнеситесь к этому вопросу, так как часто отношения с руководителем могут быть реальной причиной ухода. Как правило, сотрудники неохотно отвечают на этот вопрос.)

Первая публикация: 2012-03-12

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Blr.com
Перевод: 
  • Татьяна Горбань
+1
0
-1