Эрик Эриксон был эго-психологом, который разработал одну из самых популярных и влиятельных теорий развития. Хотя на его теорию повлияли работы психоаналитика Зигмунда Фрейда, теория Эриксона сосредоточена на психосоциальном, а не психосексуальном развитии.
Стадии, составляющие его теорию, выглядят следующим образом:
- Стадия 1: Доверие против недоверия (младенчество от рождения до 18 месяцев)
- Стадия 2: Автономия против стыда и сомнений (детский возраст от 18 месяцев до трех лет)
- Стадия 3: Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст от трех до пяти лет)
- Стадия 4: Индустрия против неполноценности (средняя школа с шести до 11 лет)
- Стадия 5: Идентичность против путаницы (подростковый возраст от 12 до 18 лет)
- Стадия 6: Интимность против изоляции (молодые годы от 18 до 40 лет)
- Стадия 7: Генеративность против стагнации (средний возраст от 40 до 65 лет)
- Стадия 8: Целостность против отчаяния (пожилой возраст от 65 лет до смерти)
Давайте более подробно рассмотрим предысторию и различные стадии, составляющие психосоциальную теорию Эриксона.
Обзор стадий развития Эриксона
Так что же именно подразумевала теория психосоциального развития Эриксона? Как и Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что развитие личности проходит ряд стадий.
Однако в отличие от теории психосексуальных стадий Фрейда, теория Эриксона описывала влияние социального опыта на протяжении всей жизни. Эриксона интересовало, как социальное взаимодействие и отношения играют роль в развитии и росте человека.
Теория Эриксона была основана на так называемом эпигенетическом принципе. Этот принцип предполагает, что люди развиваются в последовательности, которая возникает со временем и в контексте большого сообщества.
1:50
Нажмите на Play, чтобы узнать больше о стадиях психосоциального развития Эрика Эриксона
Это видео прошло медицинскую экспертизу Стивена Ганса, доктора медицины.
Конфликт на каждой стадии
Каждая стадия в теории Эриксона опирается на предыдущие стадии и прокладывает путь для последующих периодов развития. На каждой стадии, по мнению Эриксона, люди переживают конфликт, который служит поворотным пунктом в развитии.
По мнению Эриксона, эти конфликты сосредоточены либо на развитии психологического качества, либо на неудаче в развитии этого качества. Если люди успешно справляются с конфликтом, они выходят из этой стадии с психологическими сильными сторонами, которые будут служить им до конца жизни. Если же им не удается эффективно справиться с этими конфликтами, они могут не развить основные навыки, необходимые для сильного самоощущения.
Мастерство ведет к силе эго
Эриксон также считал, что чувство компетентности мотивирует поведение и действия. Каждая стадия в теории Эриксона связана с обретением компетентности в той или иной области жизни.
Если стадия проходит успешно, человек испытывает чувство мастерства, которое иногда называют силой эго или качеством эго. Если стадия пройдена плохо, человек будет испытывать чувство неадекватности в этом аспекте развития.
Psychosocial Stages: Сводная диаграмма | ||||
---|---|---|---|---|
Возраст | Конфликт | Важные события | Результат | |
Младенчество (от рождения до 18 месяцев) | Доверие vs. Недоверие | Кормление | Надежда | |
Раннее детство (от 2 до 3 лет) | Автономия против стыда и сомнения | . Shame and Doubt | Toilet Training | Will |
Preschool (3 to 5 years) | Initiative vs. Guilt | Exploration | Purpose | |
School Age (6 to 11 years) | Industry vs. Неполноценность | Школа | Уверенность | |
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет) | Идентичность vs. Role Confusion | Social Relationships | Fidelity | |
Young Adulthood (19 - 40 лет) | Intimacy vs. Изоляция | Взаимоотношения | Любовь | |
Средняя взрослость (от 40 до 65 лет) | Генеративность vs. Застой | Работа и родительство | Забота | |
Зрелость (от 65 до смерти) | Целостность эго vs. Отчаяние | Размышления о жизни | Мудрость |
Стадия 1: Доверие против Недоверия. Недоверие
Первый этап теории психосоциального развития Эриксона приходится на возраст от рождения до 1 года и является самым фундаментальным этапом в жизни. Поскольку младенец полностью зависим, развитие доверия основано на надежности и качестве тех, кто ухаживает за ребенком.
На этом этапе развития ребенок полностью зависит от взрослых, ухаживающих за ним, в том числе в отношении еды, любви, тепла, безопасности и заботы. Если воспитатель не обеспечивает должной заботы и любви, ребенок начинает чувствовать, что не может доверять взрослым в своей жизни или зависеть от них.
Итоги
Если ребенок успешно развивает доверие, он будет чувствовать себя в безопасности и защищенным в этом мире.? Непоследовательные, эмоционально недоступные или отвергающие воспитатели способствуют возникновению чувства недоверия у детей, находящихся под их опекой. Неспособность развить доверие приведет к страху и убеждению, что мир непостоянен и непредсказуем.
На первой стадии психосоциального развития у детей развивается чувство доверия, когда воспитатели обеспечивают надежность, заботу и привязанность. Отсутствие этого приведет к недоверию.
Ни один ребенок не сможет развить чувство стопроцентного доверия или стопроцентного сомнения. Эриксон считал, что для успешного развития необходимо найти баланс между двумя противоположными сторонами. Когда это происходит, дети обретают надежду, которую Эриксон описывал как открытость опыту, сдерживаемую некоторой настороженностью по отношению к возможной опасности.
Последующие работы таких исследователей, как Джон Боулби и Мэри Эйнсворт, продемонстрировали важность доверия для формирования здоровых привязанностей в детстве и во взрослой жизни.
Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения. Стыд и сомнения
Вторая стадия теории психосоциального развития Эриксона приходится на период раннего детства и направлена на развитие у детей чувства личного контроля.
Роль независимости
На этом этапе развития дети только начинают обретать некоторую независимость. Они начинают самостоятельно выполнять основные действия и принимать простые решения о том, что им больше нравится. Позволяя детям делать выбор и контролировать ситуацию, родители и воспитатели могут помочь детям развить чувство самостоятельности.
Приучение к горшку
Основная тема этого этапа заключается в том, что детям необходимо развить чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости. Приучение к горшку играет важную роль в развитии у детей этого чувства автономии.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что приучение к горшку является жизненно важной частью этого процесса. Однако рассуждения Эриксона были совершенно иными, чем у Фрейда. Эриксон считал, что обучение контролю над своими телесными функциями приводит к чувству контроля и независимости. Другие важные события включают получение большего контроля над выбором еды, игрушек и одежды.
Итоги
Дети, которые борются и которых стыдят за несчастные случаи, могут остаться без чувства личного контроля. Успех на этой стадии психосоциального развития приводит к чувству автономии, а неудача - к чувству стыда и сомнения.
Найти баланс
Дети, которые успешно завершают эту стадию, чувствуют себя защищенными и уверенными, а те, кто не завершает, испытывают чувство неадекватности и сомнения в себе. Эриксон считал, что достижение баланса между автономией и стыдом и сомнениями приведет к формированию воли, то есть убежденности в том, что дети могут действовать с намерением, в пределах разумного и ограниченного.
Стадия 3: инициатива против вины
Третий этап психосоциального развития приходится на дошкольный возраст. На этом этапе психосоциального развития дети начинают утверждать свою власть и контроль над миром через руководство игрой и другими социальными взаимодействиями.
Дети, добившиеся успеха на этом этапе, чувствуют себя способными и могут руководить другими. Те, кому не удается приобрести эти навыки, испытывают чувство вины, неуверенность в себе и отсутствие инициативы.
Итоги
Основная тема третьего этапа психосоциального развития заключается в том, что детям необходимо начать утверждать свою силу и власть над окружающей средой. Успех на этом этапе приводит к появлению чувства цели. Дети, которые пытаются проявлять слишком много власти, испытывают неодобрение, что приводит к чувству вины.
Когда достигается идеальный баланс индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, появляется качество эго, известное как цель.
Стадия 4: Индустрия против неполноценности
Четвертая психосоциальная стадия проходит в младшем школьном возрасте, примерно с 5 до 11 лет. Благодаря социальному взаимодействию у детей начинает развиваться чувство гордости за свои достижения и способности.
Детям необходимо справляться с новыми социальными и академическими требованиями. Успех приводит к чувству компетентности, а неудача - к чувству неполноценности.
Итоги
Дети, которых поощряют и хвалят родители и учителя, развивают чувство компетентности и веры в свои способности. Те, кто получает мало поощрений от родителей, учителей или сверстников, сомневаются в своих способностях быть успешными.
Успешное нахождение баланса на этой стадии психосоциального развития приводит к появлению силы, известной как компетентность, при которой дети развивают веру в свои способности справиться с поставленными перед ними задачами.
Стадия 5: идентичность против растерянности
Пятая психосоциальная стадия приходится на часто неспокойный подростковый период. Эта стадия играет важную роль в развитии чувства личной идентичности, которое будет влиять на поведение и развитие человека на протяжении всей его жизни. Подросткам необходимо развивать чувство собственного достоинства и личной идентичности. Успех приводит к способности оставаться верным себе, в то время как неудачи приводят к путанице в ролях и слабому чувству собственного достоинства.
В подростковом возрасте дети исследуют свою независимость и развивают чувство собственного достоинства.? Те, кто получает надлежащее поощрение и подкрепление в процессе личного исследования, выйдут из этой стадии с сильным чувством собственного достоинства и ощущением независимости и контроля. Те, кто по-прежнему не уверен в своих убеждениях и желаниях, будут чувствовать себя неуверенно и запутаются в себе и будущем.
Что такое идентичность?
Когда психологи говорят об идентичности, они имеют в виду все убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Успешное завершение этой стадии приводит к верности, которую Эриксон описывал как способность жить в соответствии со стандартами и ожиданиями общества.
Хотя Эриксон считал, что каждая стадия психосоциального развития важна, он придавал особое значение развитию эго-идентичности. Эго-идентичность - это осознанное чувство собственного "я", которое мы развиваем в процессе социального взаимодействия и которое становится центральным объектом внимания на стадии "Идентичность против замешательства" психосоциального развития.
Согласно Эриксону, наша эго-идентичность постоянно меняется под влиянием нового опыта и информации, которую мы получаем в ходе ежедневного взаимодействия с другими людьми. По мере получения нового опыта мы также принимаем вызовы, которые могут помочь или помешать развитию идентичности.
Почему идентичность важна
Наша личная идентичность дает каждому из нас интегрированное и целостное ощущение себя, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Наше чувство личной идентичности формируется под влиянием нашего опыта и взаимодействия с другими людьми, и именно оно помогает нам направлять наши действия, убеждения и поведение по мере взросления.
Стадия 6: Близость против изоляции
Молодым взрослым необходимо сформировать близкие, любящие отношения с другими людьми. Успех приводит к крепким отношениям, а неудача - к одиночеству и изоляции. Эта стадия охватывает период ранней взрослости, когда люди исследуют личные отношения.
Эриксон считал, что людям жизненно необходимо развивать близкие, преданные отношения с другими людьми. Те, кто успешно справляется с этим этапом, формируют отношения, которые являются прочными и надежными.
На основе предыдущих этапов
Помните, что каждый этап опирается на навыки, полученные на предыдущих этапах. Эриксон считал, что сильное чувство личной идентичности важно для развития интимных отношений. Исследования показали, что люди со слабым чувством собственного достоинства склонны иметь менее преданные отношения и чаще страдают от эмоциональной изоляции, одиночества и депрессии.
Успешное прохождение этой стадии приводит к добродетели, известной как любовь. Она характеризуется способностью формировать длительные, значимые отношения с другими людьми.
Стадия 7: Генеративность против стагнации
Взрослым необходимо создавать или развивать то, что переживет их самих, часто путем рождения детей или создания позитивных изменений, которые принесут пользу другим людям. Успех приводит к ощущению полезности и завершенности, в то время как неудача приводит к неглубокому вовлечению в мир.
В зрелом возрасте мы продолжаем строить свою жизнь, уделяя особое внимание карьере и семье. Те, кто достиг успеха на этом этапе, чувствуют, что вносят свой вклад в мир, принимая активное участие в жизни своего дома и общины.? Те, кому не удается достичь этого навыка, будут чувствовать себя непродуктивными и невовлеченными в мир.
Забота - это добродетель, достигаемая при успешном прохождении этого этапа. Гордиться своими достижениями, наблюдать за тем, как дети становятся взрослыми, и развивать чувство единства со своим спутником жизни - важные достижения этой стадии.
Стадия 8: Целостность против отчаяния
Последняя психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и посвящена осмыслению жизни. На этом этапе развития люди оглядываются на события своей жизни и определяют, довольны ли они прожитой жизнью или сожалеют о том, что сделали или не сделали.
Теория Эриксона отличалась от многих других тем, что она рассматривала развитие на протяжении всей жизни, включая старость. Пожилым людям необходимо оглядываться на жизнь и испытывать чувство удовлетворения. Успех на этом этапе приводит к чувству мудрости, в то время как неудачи вызывают сожаление, горечь и отчаяние.
На этом этапе люди вспоминают события своей жизни и подводят итоги. Те, кто оглядывается на прожитую жизнь, по их мнению, прожитую хорошо, чувствуют удовлетворение и готовы встретить конец своей жизни с чувством покоя. Те, кто оглядывается назад и чувствует только сожаление, вместо этого испытывают страх, что их жизнь закончится, так и не достигнув того, чего, по их мнению, они должны были достичь.
Итоги
Те, кто не достиг успеха на этом этапе, будут чувствовать, что их жизнь прошла впустую, и могут испытывать множество сожалений. У человека останется чувство горечи и отчаяния.
Те, кто гордится своими достижениями, ощущают чувство целостности. Успешное завершение этой фазы означает, что, оглядываясь назад, человек почти не жалеет о содеянном и испытывает чувство удовлетворения. Эти люди достигают мудрости даже перед лицом смерти.
Сильные и слабые стороны теории Эриксона
Теория Эриксона также имеет свои недостатки и вызывает обоснованную критику. Какие виды опыта необходимы для успешного прохождения каждой стадии? Как человек переходит от одной стадии к другой?
Критика
Одним из основных недостатков психосоциальной теории является то, что точные механизмы разрешения конфликтов и перехода от одной стадии к другой описаны или разработаны недостаточно хорошо. Теория не детализирует, какой именно опыт необходим на каждой стадии для успешного разрешения конфликтов и перехода к следующей стадии.
Поддержка
Одной из сильных сторон психосоциальной теории является то, что она обеспечивает широкую основу, с которой можно рассматривать развитие на протяжении всей жизни. Она также позволяет нам подчеркнуть социальную природу человека и то важное влияние, которое социальные отношения оказывают на развитие.
Исследователи нашли доказательства, подтверждающие идеи Эриксона об идентичности, и выделили различные подстадии формирования идентичности.? Некоторые исследования также предполагают, что люди, формирующие сильную личную идентичность в подростковом возрасте, более способны к формированию интимных отношений в ранней взрослой жизни. Другие исследования показывают, что формирование и развитие идентичности продолжается и в зрелом возрасте.
Почему теория Эриксона была важна?
Эта теория была важна, потому что она рассматривала развитие человека на протяжении всей его жизни, а не только в детстве. Она также подчеркивала важность социальных отношений в формировании личности и роста на каждом этапе развития.
A Word From Verywell
Важно помнить, что психосоциальные стадии - это лишь одна из теорий развития личности. Некоторые исследования могут поддерживать определенные аспекты этой теоретической основы, но это не означает, что каждый аспект теории подтверждается доказательствами. Тем не менее, эта теория может быть полезной для осмысления некоторых различных конфликтов и проблем, с которыми люди могут столкнуться в процессе жизни.
Также легко рассмотреть каждый этап теории Эриксона и подумать, как он может быть применим к вашей жизни. Изучение каждой стадии может дать представление о том, с чем вы можете столкнуться с возрастом. Это также может помочь вам задуматься о том, что могло произойти в прошлом, и увидеть пути улучшения своих навыков преодоления трудностей, чтобы лучше справляться с сегодняшними проблемами.
Что такое личность и почему она важна? 5 источников Для подтверждения фактов в наших статьях Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.
-
Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс выздоровления с использованием стадий человеческого развития Эриксона. Community Ment Health J. 2009-45(6):405-14. doi:10.1007/s10597-009-9189-4
-
Malone JC, Liu SR, Vaillant GE, Rentz DM, Waldinger RJ. Эриксоновское психосоциальное развитие в середине жизни: Создание условий для когнитивного и эмоционального здоровья в конце жизни. Dev Psychol. 2016-52(3):496-508. doi:10.1037/a0039875
-
Orenstein GA, Lewis L. Erikson's Stages of Psychosocial Development. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing.
-
Meeus W, van de Schoot R, Keijsers L, Branje S. Identity statuses as developmental trajectories: Пятиволновое лонгитюдное исследование подростков младшего-среднего и среднего-позднего возраста. J Youth Adolesc. 2012-41(8):1008-1021. doi:10.1007/s10964-011-9730-y
-
Fadjukoff P, Pulkkinen L, Kokko K. Identity formation in adulthood: A longitudinal study from age 27 to 50. Identity (Mahwah, N J). 2016-16(1):8-23. doi:10.1080/15283488.2015.1121820
Дополнительное чтение
-
Carver, CS & Scheir, MF. Perspectives on Personality. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon 2011.
- Erikson, E.H. Childhood and Society. (2nd ed.). New York: Norton 1993.
- Erikson, EH & Erikson, JM. Завершение жизненного цикла. Нью-Йорк: Norton 1998.
Кендра Черри
Кендра Черри, МС, автор и консультант по вопросам образования, специализирующаяся на помощи студентам в изучении психологии.
- verywellmind.com
Поделиться