Проблема ненормативного психического развития

П. А. МЯСОЕД

Введение

Около 20% детей демонстрируют отклонения от психической нормы, не являющиеся патологическими. Эта распространенная проблема ненормативного психического развития осталась вне внимания психологии, сфокусированной на закономерностях нормального развития. В советской психологии этому явлению также уделялось недостаточно внимания, в том числе по идеологическим причинам.

Нормативное и ненормативное развитие

Для понимания ненормативного развития необходимо сравнивать его с закономерностями нормативного. Периодизация психического развития в детском возрасте, основанная на выделении двух систем отношений (ребенок - взрослый и ребенок - общественный продукт), описывает нормативное развитие как последовательность деятельностей, порождающих психические новообразования.

Однако деятельностный подход не может полностью объяснить периодизацию, поскольку игнорирует уровень жизни, оказывающий влияние на психическое развитие. Можно выделить три уровня: уровень организма, уровень индивида и уровень личности.

  • Уровень организма отражает взаимодействие мозг - психика.
  • Уровень индивида описывает отношения ребенок - общество.
  • Уровень личности характеризует отношения человек - мир.

Психические аномалии также рассматриваются с позиций поуровневого строения, что делает деятельностный подход и поуровневое рассмотрение ключевыми для анализа ненормативного психического развития.

Задача анализа:

  • Характеристика природы и границ психической ненормативности
  • Построение классификации и поиск закономерностей ненормативного развития
  • Определение возможностей психологической помощи в случаях психической ненормативности

Природа и границы психической ненормативности

Ненормативное психическое развитие диагностируется по критериям психической аномалии и психической нормы.

  • Критерий психической аномалии (дизонтогенеза) - дефект, органическое повреждение мозга, вызванное генетическими или негенетическими факторами.
  • Критерий психической нормы - предмет дискуссии, включающий различные подходы: статистический, социальный, социально-психологический и философский. С собственно психологической точки зрения, нормой является процесс становления психических новообразований соответствующего периода, устанавливаемый в рамках деятельностного подхода.

Факторы ненормативного развития:

  • Социальные факторы - неблагоприятные условия жизни, препятствующие освоению ребенком культуры. Сюда относятся нездоровый психологический климат семьи, неправильное воспитание, неполное воспитание, воспитание вне семьи.
  • Биологические факторы - генетические и негенетические отклонения в работе физиологических систем организма, например, минимальная мозговая дисфункция.
  • Психологические факторы - действуют на уровне личности.

Ненормативное психическое развитие на разных уровнях функционирования психики

Уровень организма

Ненормативность проявляется через отклонения в степени опосредованности функций психики:

  • Познавательная функция - задержанное или опережающее развитие.
  • Регулятивная функция - отклонения в поведенческих реакциях, связанные с недоразвитием эмоционально-волевой сферы.
  • Инструментальная функция - типы акцентуации, отличающиеся от психопатий.

Уровень индивида

Ненормативность проявляется через психические новообразования, отражающие отсутствие необходимых условий жизни:

  • Потребность в общении - страдает самосознание, открытость миру, личностно-ориентированные формы общения.
  • Неправильное воспитание - формирует ненормативные свойства характера, социально осуждаемые способы удовлетворения потребностей.
  • Воспитание вне семьи (депривация) - воздействует на все уровни психики, включая познавательные, регулятивные и инструментальные функции.

Уровень личности

Ненормативное развитие проявляется через проступок, активность, отрицательно оцениваемую с позиций норм морали.

  • Потребность в самореализации - может приобретать вид эгоцентризма, ориентации только на свое Я.
  • Проступок - надситуативная активность, утверждающая эгоцентрическую позицию.

Психологическая помощь в случаях ненормативного психического развития

Психологическая помощь ребенку, испытывающему ненормативное развитие, может иметь вид консультации, психотерапии или психокоррекции. Существуют различные подходы к оказанию помощи: психодинамический, поведенческий и деятельностный.

Деятельностный подход, основанный на закономерностях нормального психического развития, ориентирует на зону ближайшего развития, подчеркивает роль контакта психолога с ребенком и организацию адекватной деятельности в определенной социальной ситуации развития.

Выводы

Ненормативное психическое развитие - особый тип онтогенеза, обусловленный социальными, биологическими и психологическими факторами. Психологическая помощь в случаях ненормативного развития - поиск средств оптимизации социальной ситуации развития ребенка, что лучше всего осуществляется с позиции деятельностного подхода.

Изучение природы и закономерностей ненормативного психического развития - ключевое условие для уточнения представлений о психической реальности.

Рубрика: 

Поделиться