Приемы партнерской оценки для построения успешной команды

Приемы партнерской оценки качества работы, позволяющие сплотить коллектив и выстроить доверительные отношения между коллегами

По мнению специалистов компании Risk International, партнерская оценка является эффективным приемом сплочения рабочего коллектива.  

Хотите узнать, кто из ваших сотрудников по-настоящему любит свою работу, а кто целыми днями бездельничает? Не стоит полагаться на мнение менеджеров – спросите самих сотрудников! Коллеги часто знают о сильных и слабых сторонах сослуживцев больше, чем непосредственное начальство, и с помощью партнерской оценки вы сможете получить эти сведения из первых рук.

Правильно организованная партнерская оценка имеет массу преимуществ. По словам специалистов по подбору кадров, такой подход гарантирует конструктивную обратную связь. Как правило, руководящие работники склонны приукрашивать ситуацию, коллеги же способны оценить ее объективно. Таким образом, партнерская оценка – это эффективный инструмент для успешного тимбилдинга, способный решить многие проблемы.

Сама концепция далеко не нова, однако широкое распространение она получила лишь недавно. Крупные и мелкие фирмы внедряют метод партнерской оценки, не подозревая, что командование вооруженных сил десятилетиями использовало его для поддержания духа товарищества в войсках. Вопрос лишь в том, как сделать это правильно.

Risk International – одна из многих компаний, где метод партнерской оценки работает с максимальной эффективностью. Компания была основана девять лет назад в Акроне, в настоящее время она предоставляет услуги по управлению рисками, сотрудничая с гигантами из списка Fortune 500. Генеральный директор Risk International Дэвид Хэтч утверждает, что ввел систему партнерской оценки еще в 1990 году. Система была предназначена для того, чтобы сотрудники компании могли учиться друг у друга и считались с мнением коллег. Им нужно было создать сплоченную команду, каждый член которой работал бы на общее благо и не пытался бы выделиться, чтобы угодить начальству.

Система партнерской оценки в Risk International включает в себя определенные критерии – к примеру, умение работать в команде или способность минимизировать общие издержки. Хэтч верит, что этими качествами должен обладать каждый член его команды. При этом все критерии оценки считаются равноценными.

Процесс организован следующим образом. Раз в год каждый из 47 сотрудников компании получает пакет документов со списком коллег, чью работу ему предстоит оценить. В момент тестирования каждый сотрудник оценивал всех своих коллег, однако 18 месяцев спустя в процедуру были внесены некоторые изменения, и теперь каждому из них приходится оценивать от 3 до 10 коллег. Ключевую роль в этом процессе играет анонимность, поэтому заполненные формы отправляются к оператору базы данных, нанятому на время проведения проверки. Когда все данные введены, каждый из сотрудников приглашается на встречу с руководством, где обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы, а также создается план работы на будущий год.

К великому удивлению Хэтча,  не все сотрудники с восторгом восприняли идею об оценке своих коллег. Кто-то чувствовал в этом предложении скрытую угрозу, кто-то опасался за свою конфиденциальность. «Я опасалась, что люди вспомнят личные разногласия, которые помешают им объективно оценивать работу друг друга», - говорит Вера Бейкер, аналитик-исследователь.

Впоследствии Бейкер изменила свое мнение. Ей, как и многим ее коллегам, нравится выражать свое мнение. Адам Кук, ответственный за рассмотрение партнерских оценок, утверждает, что его коллеги чувствуют, что их мнение имеет значение. Проверка, проведенная в прошлом году, показала, что персонал заботит финансовое состояние компании, поэтому Хэтч наладил ежемесячную информационную рассылку, благодаря которой каждый сотрудник осведомлен о бизнес-плане Risk International.

Система также помогает улучшить отношения между представителями различных отделов. Хэтч отмечает, что сотрудники отдела по взысканию дебиторских задолженностей стали дружелюбнее, чем обычно, а обычные работники, которые не хватают звезд с неба и редко попадаются на глаза руководству, чувствуют собственную значимость.

С момента основания Risk International штат компании увеличился в три раза. Хатч уверен, что система партнерской оценки сыграла не последнюю роль в укреплении связей между сотрудниками. По словам Хэтча, процесс внедрения не был легким: «Чтобы наладить эффективную обратную связь, нам пришлось пересмотреть свои взгляды и разработать план действий, направленных на достижение успеха.

***
Примерный бланк вопросов для партнерской оценки работы
Оцените коллегу по шкале от 1 до 4, где 1 – «полностью соответствует», а 4 – «абсолютно не соответствует»

Партнерская оценка работы, 1994 г.

Примечание: в крупной компании всегда есть сотрудники, которые редко взаимодействуют между собой. Если вы не уверены в своей оценке, оставьте строку пустой.

1. Цели и ценности компании

- Демонстрирует высокие этические нормы и личную целостность

2. Обслуживание клиентов и контроль качества

- Устанавливает для себя высокие стандарты и соответствует им. С первого раза справляется с поставленными задачами

- Быстро и эффективно отвечает на запросы клиентов, предупреждая их желания и угадывая потребности

- Постоянно ищет способы улучшить качество продуктов и/или услуг

- Поддерживает соотношение качества и производительности работы на должном уровне

3. Решение проблем / Рациональность суждений

- Ставит конкретные и достижимые цели, разрабатывает планы действий

- Четко следует намеченному плану, фиксирует результаты

- Принимает рациональные решения

- Разрабатывает новые способы решения проблем

- Умеет четко анализировать, определяет значимость отдельных задач

4. Продуктивность работы

- Умеет правильно распределять нагрузку

- Стремится выполнить задачу лучше, чем предписывают формальные требования

- Выполняет задачи тщательно и аккуратно, не нарушает сроков

5. Стиль работы

- Полон энтузиазма

- Приспосабливается к новым ситуациям и условиям, справляется с напряжением

- Самостоятелен, независим, способен принимать ответственные решения

- Готов к переменам

6. Управление ресурсами

- Ищет лучшие способы выполнения задач

- Стремится уменьшить расходы на выполнение задач

- Эффективно использует компьютерные системы использования и другие современные технологии

- Эффективно взаимодействует с представителями отдела кадров

- Эффективно взаимодействует с представителями IT-отдела

- Стремится работать с максимальной отдачей

7. Коммуникационные навыки

- Инициирует общение по значимым поводам, в установленное время, обращается к специалисту, способному решить вопрос

- Пишет понятные, логически структурированные заметки, упрощает формулировки для облегчения понимания

- Создает наглядные и убедительные презентации, простые и понятные отчеты

- Эффективно взаимодействует с представителями всех отделов

- Информирует коллег о рабочем процессе в соответствии с должностной инструкцией

8. Организационные знания и навыки

- Развивает свою компетентность в одной или более профессиональной дисциплине, пользуется авторитетом среди коллег

- Осознает цели и задачи компании, ее структуру, пользуется информационными системами

- Принимает правила корпоративной культуры и знает, как способы продвижения по карьерной лестнице

9. Командная работа

- Выстраивает эффективные рабочие отношения с коллегами и начальством

- Приветствует советы и конструктивную критику со стороны

- Положительно влияет на коллег

10. Маркетинг

- Эффективно распространяет информацию о компании

- Поддерживает новшества

- Разрабатывает и внедряет новые способы продажи продуктов и услуг

- Эффективно взаимодействует с представителями отдела маркетинга

11. Стремление к совершенствованию

- Личная ответственность

- Внимание к деталям

- Рациональность

- Обучаемость

- Стремление к личностному росту

- Рискованность

- Позитивное мышление

- Целеустремленность

Дэвид Хэтч о системе партнерской оценки:

«При оценке используется следующая градация: 4 – неприемлемо, 3 – нуждается в серьезной корректировке, 2 – удовлетворительно, 1 – отлично. Сотрудники знают, по каким критериям оценивают их работу. Время от времени мы пересматриваем эти критерии, и по этим изменениям можно отследить прогресс.

Мы допускаем отказ от некоторых ответов. Если оценивающий не может предоставить нам объективные сведения, мы не заставляем его строить предположения и догадки. Мы должны были донести до них, что отсутствие ответа – это нормально, поскольку в противном случае они чувствовали бы некоторое принуждение.

С помощью системы партнерской оценки мы также хотим узнать, насколько высоки моральные качества нашего персонала. Честность – превыше всего. Такие сотрудники способны признать свою ошибку и исправить ее.

У нас есть обязательства перед нашими клиентами, которые мы обязаны выполнять. В противном случае мы потеряем часть прибыли. Если мы не укладываемся в сроки – это значит, что кто-то из нашей команды работает недостаточно продуктивно. Одному из наших сотрудников как-то пришлось ехать за город в непогоду, чтобы вскрыть ржавый сарай без крыши, потому что клиент думал, что в нем находятся важные документы, без которых закрыть проект было бы невозможно.

Сотрудники должны четко знать, какие действия влекут за собой те или иные последствия. Это довольно сложный процесс, поэтому они должны быть в состоянии мыслить логически.

Когда мы переезжали в новый офис, мы наняли нового специалиста, который добровольно взялся руководить процессом. Все знают, насколько сложными бывают переезды, однако благодаря тому сотруднику все прошло без особых затруднений.

Одна из сотрудниц была очень удивлена результатами оценки, которые показывали, что ей недоставало гибкости. К тому времени она успела поработать под началом нескольких менеджеров, ей надоели перемены, что и было отражено в отчете. Впоследствии ситуация нормализовалась.

«Тройка» в пункте «Эффективно взаимодействует с представителями всех отделов» может означать, что человек иногда выказывает нетерпимость по отношению к новым сотрудникам, которые проходят обучение. Возможно, он высказывался резко или был раздражителен.

Наш капитал – это наш интеллект. Таким образом, любой сотрудник должен быть экспертом в своей области. Я хочу, чтобы на нас равнялись все представители нашей отрасли, чтобы мы владели всеми передовыми технологиями и разрабатывали инновационные методы решения возникающих проблем.

Весь персонал компании разделен на команды. Мы должны рассматривать коллег не как конкурентов, а как партнеров. Объединившись с ними, мы достигнем многого.

В задачи одного из сотрудников входит написание нормативных документов, что порой бывает довольно затруднительно. После того, как он осознал, что ему недостает знаний и навыков, он прошел обучение, выслушал советы менеджера, и теперь работает с максимальной эффективностью.

STEPHANIE L. GRUNER, inc.com
Перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1