"Побуждение" к лидерству: все зависит от вас

Название этой статьи может не соответствовать тому, что многие из вас читали об успешном лидере. Например, то что он должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы быть успешным, или что он создает результативные команды и становится в итоге ненужным.

Несомненно, существуют определенные атрибуты успешного лидера, но мы выяснили, что лидеры могут быть разных форм, размеров и фасонов… и то, как вы проявляете свое лидерство, зависит от того, какой или какая вы есть. Поэтому первый шаг – это понять, кто вы есть на самом деле. За последние несколько лет задумывались ли вы над тем, почему вы в прошлом поступили так, как поступили? О том, чему вы научились за эти годы? О том, чего вы достигли, и еще более важно о том, что в вас способствовало этому успеху? О том, какого рода обратные реакции вы получали в течение этих лет? Именно на такие размышления мы наталкиваем лидеров в рамках развернутого опроса для выявления моделей поведения на определенном отрезке времени.

А сейчас, осознав это, подумайте, насколько ваши представления о себе совпадают с представлениями других людей о вас. Присутствует ли у вас постоянное стремление запечатлеть реакцию на ваши действия, исходящую от самых разных людей (например, от ваших руководителей, коллег, равных вам по положению, или от тех, кто на вас работает)? Можете ли вы убедиться, что это представление относится именно к вам и что оно достаточно взвешенное (то есть, что вы получаете как положительные, так и стимулирующие критические отзывы)? Несмотря на то, что обратная связь и знание того, как вас воспринимают, кажутся само собой разумеющимися, далеко не все  реализуют это на практике. Поначалу это может быть неудобным, но если у вас в привычку войдет искренне спрашивать людей об их мнении, а затем искренне реагировать на него – взвешивая свои силы и пытаясь улучшить свою деятельность в соответствии с пожеланиями, – люди обязательно оценят, что вы искренне стремитесь внести от их имени вклад в общее дело и в следующий раз будут более открыты к вашим предложениям.

Неудивительно, что общее место в разных программах обучения – это «управление восприятием». Нравится вам это или нет, восприятие – это реальность в любой организации, а вы не сможете определить, насколько вам необходимо изменять восприятие вас как лидера, если не будете знать, какое «на вас ведется дело» - что в нем содержится и какого прочтения вы хотите.

В процессе оценки и обучения сотен мировых лидеров мы часто спрашивали у них, «что нужно», чтобы быть успешным лидером. Ниже приведены наши наблюдения, которые, как мы надеемся, смогут вам помочь или даже станут путеводителем в вашем развитии. Мы не стремимся «причесать всех под одну гребенку». Наш подход достаточно гибкий, чтобы вы смогли достичь того, к чему вы стремитесь, оставаясь собой.

Ключевые моменты

Эти качества мы называем «билетом на вступление» в любое обсуждения лидерства и потенциала на принятие более масштабных ролей в рамках какой-либо организации.

  • Ответственный – делающий то, о чем было заявлено…имеющий высокий показатель «сказано-сделано»… человек, на которого можно положиться… сообщающий о результатах… выполняющий или перевыполняющий поставленные задачи.
  • Заслуживающий доверия – человеком, которому доверяют… воспринимаемый как человек, который делает правильные вещи, а не имеет каких-то скрытых намерений… создающий надежное обоснованное мнение, что вы говорите, основываясь на собственном опыте.
  • Решительный – имеющий мужество отстаивать свои убеждения… умеющий принимать решения, не владея всей информацией… знающий, когда нужно прекратить вкладывать ресурсы и «воззвать к результатам».
  • Целеустремленный – желающий покинуть свою зону комфорта… имеющий собственные установки на достижение целей… всегда стремящийся «перевыполнить» и превзойти ожидания… всегда делающий больше, чем от него просят.
  • Адаптируемый – достаточно гибкий, чтобы адаптироваться ко внутренним изменениям или внешним колебаниям на рынке… воспринимающий изменения как положительный исход любого дела, который раскрывает новые возможности, а не противящийся им.
  • «Легко обучаемый» - не обязательно имеющий самый высокий интеллект, но обладающий ресурсами и «ноу-хау», чтобы выяснить, как быстро набрать обороты в любой ситуации посредством самообразования либо используя знания других.

Выдающиеся черты 

Эти качества нечасто встречаются, поэтому когда мы их наблюдаем, то рассматриваем их как исключительные.

  • Способность оказывать влияние – она намного превосходит навыки межличностного общения и охватывает знания организационного порядка – знающий, кто является основными заинтересованными лицами, и способный подобрать соответствующий стиль общения, чтобы увидеть ситуацию с их точки зрения и добиться их приверженности.
  • С искренней заботой – к сожалению, слишком часто мы сталкиваемся с лидерами, которые рассматривают людей как «средство для достижения цели»… эта черта вытекает из неподдельной заботы о людях, которые работают с вами и на вас, и из понимания их и их ценности как личностей, коими они являются.
  • Рискующий – здесь мы имеем в виду не опрометчивые идеи, а взвешенное, креативное и целесообразное принятие рисков… нестандартно мыслящий… бросающий вызов истинам в последней инстанции, которые установлены в организации… никогда не удовлетворенный достигнутым положением дел.
  • Зрелый – это не имеет ничего общего с возрастом или опытом. Речь идет о знании себя… осознание своих сильных сторон и необходимости развития определенных качеств… умеющий учиться на протяжении всей жизни… чувствующий себя комфортно, будучи самим собой, уверенный в себе самом и в избранном образе действий.
  • Страсть к заказчику – многие считают, что эта позиция должна бы относиться к списку «Ключевых моментов», но мы выяснили, что многие лидеры слишком сильно сосредотачиваются на себе и теряют понимание необходимости быть как можно ближе к заказчику  и непрерывно внедрять клиентоориентированный подход в своих командах.
  • Новатор – это подразумевает создание чего-либо с нуля, изобретение нового или просто иной подход к делам… Или, если вы не слишком изобретательны, привлечение к себе такого рода людей и создание атмосферы, которая способствует расцвету идей.

Недостающие элементы

Как вы и ожидаете, есть вершины, которых постоянно стремятся достичь и из всех сил добиваются даже самые успешные лидеры.

  • Стратегическое мышление – вопреки первоначальным благим намерениям, многих лидеров затягивает устранение повседневных трудностей или оперативный характер их деятельности. Они не выкраивают времени, чтобы специально обдумать долгосрочные перспективы и определить, в каком направлении, по их мнению, должна двигаться их организация.
  • Лидерская гибкость – Оставаться верным своим принципам не значит придерживаться только одного стиля руководства… легко руководить командой людей, похожих на вас, но гораздо труднее (и гораздо продуктивнее) быть лидером в разношерстной команде личностей… и их работа заключается не в том, чтобы подстраиваться под ваш стиль, а вам необходимо понять, как лучше воздействовать и мотивировать их по отдельности и как команду в целом.
  • Сообразительность в коммуникации – большинство лидеров прекрасно строят общение по определенным сценариям, но многие из них все-таки стараются стать одинаково результативными на всех фронтах: с каждым по отдельности, в малых и больших группах, на всех уровнях в организации, на официальных презентациях или неформальных встречах для установления связей.
  • Присутствие – Нравится вам это или нет, ваше присутствие и образ проходят долгий путь в представлении о вас как о лидере, будь то ваш стиль в одежде, ваша манера говорить или впечатление, которое вы производите… многие из тех, кого мы обучали, стремились доказать, что могут добиться успеха и без этого, но в итоге сталкивались с тем, что их недооценивали или неправильно воспринимали из-за того, что они «не врезались в память».
  • Способность увлечь за собой – это лежит вне должностного влияния или того, что люди делают то, о чем их попросили, потому что они работают на вас… вы знаете, что вы увлекли за собой последователей, если люди говорят «Мне неважно, что это за работа. Я просто хочу работать на них снова».
  • Активное планирование карьеры – как это ни удивительно, большинство лидеров, которых мы опрашивали, никогда не задумывались о том, где они хотят оказаться с точки зрения карьерного роста и что им придется преодолеть, чтобы  там оказаться… У многих есть покровитель, который позвал их и сказал, какую работу им нужно делать в настоящее время… Иметь покровителей, без сомнения, важно, но что будет, если они покинут компанию? Или вы окажетесь в опале? Многие слишком поздно осознают, что они не наработали достаточно связей или ненамеренно поместили себя в долгий ящик из-за пассивного подхода к собственному развитию.
Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
  • Моник Дерт
+1
0
-1