В последние месяцы московский рынок наружной рекламы переживает серьезные изменения. Распад крупнейшего оператора – агентства Атор, входившего в ассоциацию Тихая гавань, и уход из него совладельца, известного предпринимателя Умара Джабраилова, привел к перераспределению сил на рынке. Ближайший конкурент Атора – агентство News Outdoor Russia, принадлежащее Руперту Мердоку, автоматически вышло в лидеры.
Слухи о распаде Атора ходили уже весной. Убийство гендиректора агентства Владимира Каневского и слухи о конфликтах между учредителями стали катализатором процесса. В результате, после ухода Джабраилова, Атор разделился на четыре независимых агентства: Атор-Медиа, Атор-Альянс, Аланда и Три-стар, специализирующихся на различных форматах рекламы.
Руководитель департамента СМИ Тихая гавань Виктор Лаптев объясняет дробление бизнеса желанием удобно распорядиться капиталом. Однако, многие эксперты видят в этом попытку перегруппировки перед возможным объединением или распродажей компаний.
Несмотря на то, что все четыре агентства продолжают работать под эгидой Тихой гавани, уход Джабраилова ослабил их позиции. News Outdoor Russia, имевшая изначально более широкий спектр форматов, теперь может воспользоваться ситуацией и закрепить свое лидерство.
Генеральный директор News Outdoor Russia Сергей Железняк признает, что агентство и раньше было сильнее, но, считает, что разделение Атора нежелательно для рынка.
По мнению президента Российской ассоциации рекламных агентств (PAPA) Владимира Евстафьева, укрупнение является естественным процессом. В крупных городах мира чаще всего работают всего 2-4 компании, специализирующиеся на наружной рекламе, в то время как в Москве насчитывается около 100 агентств, большинство из которых работают с небольшим количеством щитов.
News Outdoor Russia заявляет о намерениях улучшать качество конструкций и внедрять новые технологии, чтобы сделать рекламу более эффективной.
Однако, несмотря на эти заявления, многие эксперты опасаются усиления монополизации рынка. Отсутствие свободной конкуренции и сильная зависимость от городских властей ведут к тому, что большая часть рекламных площадей контролируется несколькими крупными компаниями.
Пример тендера на размещение рекламы в Московском метрополитене, который не смог разрушить монопольное положение Метрос-Медиа, и передача ГУП Реклама и информация на транспорте практически всех рекламных площадей на транспорте являются яркими примерами этой тенденции.
Новая программа по упорядочению рекламных мест, разработанная Управлением правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города, также вызывает опасения. Хотя целью программы является очистка центра города от крупноформатной рекламы, на практике она может привести к еще большему усилению позиций крупных операторов и вытеснению с рынка мелких компаний.
Эксперты считают, что для создания условий свободной конкуренции и предотвращения усиления монополии на рынке необходимо ввести более строгие правила и контроль за деятельностью рекламных агентств.
Выводы:
- Распад Атора привел к перераспределению сил на рынке, выведя News Outdoor Russia в лидеры.
- Монополизация рынка остается актуальной проблемой, и ситуация может усугубиться в результате новых программ по упорядочению рекламных мест.
- Для предотвращения негативных последствий необходимо ввести более строгие правила и контроль за деятельностью рекламных агентств.
Поделиться