И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин
Статья представляет собой проект образовательного пространства, основанный на анализе исторического кризиса детства и разработке принципов проектирования форм детского развития. Авторы предлагают модель, состоящую из двух основных полюсов: возрастного и вневозрастного.
Возрастное пространство (Школа взросления) предполагает последовательное прохождение ступеней обучения, отражающих прогресс субъектности, самостоятельности и ответственности учебной работы. Формы организации обучения эволюционируют от классно-урочной (для младших школьников), через лабораторно-семинарскую (для подростков) к лекционно-лабораторной системе (для юношей). Каждая форма организации работы должна быть наглядно представлена в различиях архитектурно-эстетических характеристик зданий и помещений.
Вневозрастное пространство представляет собой систему образовательных учреждений, где ступени самостоятельности и ответственности не нормируются и не отмечаются. Это клубы, кружки, мастерские, студии, где оцениваются продуктивность, достижение в деятельности или сопричастность группы людей.
Ключевой тезис проекта: образовательное пространство должно быть построено на принципе поляризации и пограничности, где возрастной и вневозрастной полюсы взаимодействуют, дополняя друг друга.
Основные положения проекта:
- Полярность: возрастное и вневозрастное пространство.
- Возрастное пространство: школа взросления, где ступени обучения представляют собой прогресс субъектности.
- Вневозрастное пространство: системы образовательных учреждений, где оцениваются продуктивность и сопричастность.
- Формы организации обучения: эволюционируют от классно-урочной к лекционно-лабораторной.
- Архитектура и эстетика: разные формы работы представлены в различиях зданий и помещений.
- Учебная форма деятельности: детско-взрослое рефлексивное действие, где объективируются и преодолеваются границы схем рассмотрения мира.
- Возрастной кризис: облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов (невозрастное пространство).
- Посредничество: учебная деятельность является посредником между различными формами занятий и общения.
Структура возрастной ступени: дублирует схему всего образовательного пространства, построенная на основе событийности и посредничества.
Значение проекта:
- Представленная модель является средством экспертного отношения к различным образовательным инновациям.
- Проект предполагает рефлексивное освоение, где построение предмета оборачивается построением условий и границ собственных схем действования.
- Он акцентирует внимание на необходимости преодоления консервации средств мышления и объективации собственной точки зрения и модели мира.
Заключение:
Авторы предлагают проект Школы взросления, направленный на формирование самостоятельной и ответственной личности. Проект подчеркивает важность поляризации и пограничности в образовательном пространстве, где возрастное и вневозрастное пространство взаимодействуют, дополняя друг друга.
Поделиться