Оценка качества программных комплексов для дистанционного обучения: системный подход

В контексте развития открытого и дистанционного обучения (ОДО), вопросам качества уделяется пристальное внимание. Это отражается в ряде федеральных программ, таких как ФЦП РЕОИС и НТП Создание системы открытого образования. Одной из ключевых задач является оценка качества программных комплексов для дистанционного обучения (ПКДО), количество которых стремительно растет.

Системный подход к оценке качества ПКДО

Система оценки качества ПКДО представляет собой набор взаимосвязанных процедур, методов и моделей, направленных на получение объективной оценки характеристик, определяющих способность ПКДО удовлетворять установленным потребностям (согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Эта оценка должна быть максимально эффективной на всех этапах жизненного цикла ПКДО, начиная от проектирования и разработки, заканчивая выбором и сертификацией.

Структура системы оценки качества ПКДО

Предлагаемая система оценки качества ПКДО согласована со стандартом ISO 14598:1-6:1998-2000 Оценивание программного продукта и состоит из следующих этапов:

  1. Идентификация объекта исследования: Формулировка целей оценивания, идентификация потребителей, выбор и обоснование методики моделирования по стандарту IDEF0, разработка процедуры моделирования. Результатом является функциональная модель ПКДО, представляющая собой набор IDEF0-диаграмм, который может быть дополнен и модифицирован для решения конкретных задач оценки качества.

  2. Построение системы характеристик качества: Определение требований к системе характеристик, формирование структуры характеристик качества ПКДО с использованием QFD (методологии развертывания функции качества), основанной на полученной функциональной модели и стандартах качества программных средств. Определение метрик для единичных показателей качества.

  3. Модель учета пользовательских предпочтений: Интегрирует принцип ориентации на потребителя (ISO 9000) с помощью методики экспертного опроса, применяя метод анализа иерархий для учета пользовательских предпочтений в виде весовых коэффициентов единичных показателей качества.

  4. Программная реализация: Разработка сетевой многопользовательской базы данных с элементами экспертной системы, автоматизирующей процедуру формирования системы характеристик качества и учета пользовательских предпочтений.

  5. Методико-практические рекомендации: Разработка рекомендаций по использованию результатов оценки качества ПКДО при проектировании, сертификации и выборе ПКДО, включающих примеры типовых задач проектирования, задачи выбора ПКДО с учетом соотношения цена-качество и целей образовательного учреждения.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие системы оценки качества ПКДО включает:

  • Перенос разработанных методик оценки качества на другие предметные области.
  • Использование разработанного подхода к формированию системы характеристик качества ПКДО для развития нормативной базы в сфере качества ОДО.
  • Апробацию и усовершенствование программного обеспечения экспертной системы оценки качества ПКДО.
  • Внедрение такой экспертной системы в качестве дополнительного сервиса образовательного портала.
  • Накопление результатов экспертных опросов специалистов в области ОДО с целью формирования объективной базы детализированных характеристик качества ПКДО.

Научные перспективы

Исследование проблемы формирования и развертывания стандартизированных систем характеристик качества, с точки зрения независимости отдельных показателей и квалиметрической корректности различных видов свертки, представляет самостоятельный научный интерес.

Заключение

Системный подход к оценке качества ПКДО, представленный в статье, позволяет получить объективную и комплексную оценку, учитывая функциональность, стандарты качества и пользовательские предпочтения. Разработанная система обеспечивает эффективное использование результатов оценки на всех этапах жизненного цикла ПКДО, способствуя повышению качества дистанционного обучения.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться