Образовательный курс для руководителей Google: Активное (эмпатическое) слушание

В прошлый раз мы расмотрели тему "Коучинг". Теперь поговорим о слушании.

На прошлой недели мы говорили о том, что такое эмпатия и эмоциональный интеллект, и как воспитать в себе эти качества. Эмпатическое слушание укрепляет взаимопонимание и помогает выстроить доверительные отношения. Его также называют активным или рефлексивным слушанием. Оно применяется в коучинге, медитации, дружбе, воспитании детей - да вообще везде!

Как выглядит эмпатическое слушание на практике*?

Эмпатическое слушание дает собеседнику понять, что вы заинтересованы в том, что он говорит, вам не все равно, вы пытаетесь его понять, не осуждаете и признаете его право на те или иные эмоции".

Эмпатичный коуч/слушатель очень выгоден подопечному, потому что он:

  • Слышит и понимает то, чем идет речь
    • Сосредотачивается на говорящем
    • Слушает ответы на вопросы
    • Задает наводящие вопросы
    • Просит перефразировать и пояснить мысль
  • Реагирует на настроение и интонации
    • Следит за тем, как меняется настроение и поведение собеседника с течением времени
    • Следит за жестами и языком тела
    • Пытается понять, о чем собеседник мог умолчать
    • Верит своей интуиции и высказывает догадки

*Скорость речи составляет 125-150 слов в минуту, а скорость мысли- 600-800 слов в минуту (по данным Международной ассоциации слушания). Это означает, что скорость мысли значительно превосходит скорость речи, то есть пока я это все вам говорю, вы уже давно обрабатываете полученную информацию - придумываете ответ или примеры, а некоторые и вовсе отключились! 

 В ходе взаимодействия с другими людьми мы задаем им вопросы, чтобы что-то прояснить, однако при коучинге, особенно с подчиненными, говорящий должен почувствовать ваше внимание еще до того, как вы начнете задавать вопросы или предлагать решения.

Краткое обсуждение и практика - эмпатическое слушание (6-10 минут)

Как выглядит процесс, противоположный эмпатическому слушанию, и что ощущает при этом говорящий? (пауза для тех, кто желает высказаться)

Разбейтесь на пары и определите роли - тот, кто будет говорить, и тот, кто будет слушать.

Два круга, по 2 минуты каждый:

  • Говорящий рассказывает о событиях, произошедших с ним за последние 2 недели и вызвавших в нем сильный эмоциональный отклик. Это может быть радость, удивление, страх и т.д.
  • Слушающий пытается воплотить в жизнь принципы эмпатического слушания - внимательно слушает говорящего в течение двух минут, размышляет о том, что он услышал, уточняет, правильно ли он понял, сосредотачивается на языке тела и эмоциях и поддерживает говорящего до тех пор, пока тот не будет удовлетворен.

[Поменяться ролями]

  • Разбор результатов Каково это - когда вас слушают?

В тех же самых парах один участник (тот, кто сидит лицом к доске) снова становится говорящим, а второй - слушающим.

Два круга, по 1 минуте каждый:

  • Слушающий практикует неэмпатическое слушание (отвлекается, перебивает и т.д.)
  • Говорящий рассказывает о том, что мешает ему стать идеальным коучем, и как это можно изменить.

[Поменяться ролями]

  • Разбор результатов Чем отличался этот диалог от предыдущего?

Если позволяет время, выберите 2-3 человек, которые подведут итоги.

Внимание, уделяемое подопечному, гораздо важнее потраченного на него времени. Он должен почувствовать, что вы его слушаете. Не отвлекайтесь и взращивайте эффект присутствия.

Эд Батиста

Как задавать открытые вопросы, чтобы подопечный мог подумать над ответами?

Следующий важный навык коуча - это умение задавать открытые вопросы. Открытые вопросы позволяют выяснить, "что?" и "как?" и избежать "почему?". Вам также могут понадобиться уточняющие вопросы ("кто?", "когда?" и "где?").

  • Лучшие вопросы - это "что?" и "как?", потому что они провоцируют расширенное мышление.
  • Кроме того, используются различные вопросы для сбора информации ("кто?", "когда?" и "где?"), но это не обязательно.
  • Вопроса "почему?" следует избегать. Он звучит осуждающе и заставляет собеседника защищаться, а это не входит в ваши планы. Если вам нужно задать подобный вопрос, перефразируйте его так, чтобы в нем звучали "что?" или "как?", например: "Как вы пытались решить проблему?", "Что вы в итоге решили?"

Примечание: Избегайте формулировок, которые представляют собой завуалированный ответ ("А вы пробовали XYZ?", "Как вы думаете, XYZ могло бы вам помочь?")

Совет для координатора: Разберите с участниками типы вопросов: открытые, закрытые, наводящие, альтернативные. У каждого из нас есть привычка формулировать вопросы определенным образом. Если вы покажете людям, что можно делать это иначе, возможно, они изменят свои привычки.

Быстрое обсуждение результатов работы в группе (5-10 минут в зависимости от пунктуальности участников)

Спросите: "Удалось ли вам принести пользу в роли коуча? (голосуем жестами - палец вверх, вниз или вбок)

  • Удалось ли вам получить ценный опыт в роли подопечного?
  • Кто из вас получил от этого общения больше, чем ожидал?"

В следующий раз поговорим про обратную связь.

rework.withgoogle.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться