Мотивация и потребности личности: взгляд разных психологических школ

Рассматривая мотивационно-потребностную сферу личности, важно увидеть эту проблему сквозь призму различных психологических школ.

Бихевиоризм рассматривает мотивацию как стремление организма к восстановлению равновесия, нарушенного нехваткой чего-либо. Классик бихевиоризма, Эдвард Толмен, считал, что движущей силой поведения являются некие потребности, возникающие при отклонении от оптимального состояния организма. По мнению С. Халла, потребности делятся на первичные, сформированные природой (например, потребность в еде), и вторичные, возникающие в результате обучения (например, стремление к успеху).

Психоанализ, в лице Зигмунда Фрейда, объясняет мотивацию как результат борьбы между влечением к жизни (либидо) и влечением к смерти (мортидо). Эта борьба проявляется в непрерывном поиске компромисса между разнонаправленными побуждениями: любви и ненависти, стремлением к жизни и смерти.

Неофрейдизм, в свою очередь, расширяет фрейдовские идеи. Например, Альфред Адлер считал, что главная потребность человека – стремление к преодолению собственной неполноценности. Карен Хорни полагала, что основная потребность – поиск безопасности в недружелюбном мире. Она выделяла 10 невротических потребностей, которые сформировались у ребенка в ответ на чувство изоляции от мира.

Гуманистическая психология, в концепции Абрахама Маслоу, предлагает иерархию потребностей, от базовых физиологических потребностей до потребности в самоактуализации. Маслоу делял потребности на потребности дефицита (физиологические, безопасности, принадлежности, уважения) и потребности роста (самоактуализация).

Возрастная психология включает концепцию комплекса оживления, исследованного М. Лисиной, которая описывает потребность в общении у детей. Л.И. Божович выделила потребность в новых впечатлениях, подтвержденную экспериментом Д. Хебба, где испытуемые в изоляции начинали испытывать галлюцинации как способ компенсировать недостаток внешней информации.

Таким образом, различные психологические школы предлагают разные взгляды на мотивацию и потребности личности. Бихевиоризм делает акцент на физиологических факторах, психоанализ – на бессознательных побуждениях, гуманистическая психология – на духовном развитии, а возрастная психология – на особенности потребностной сферы в разные возрастные периоды. Важно понимать, что это разные модели, дополняющие друг друга в понимании сложного феномена мотивации и потребностей.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться