Командообразование: от группы к команде

В условиях стремительных социально-экономических изменений, происходящих в России, многие организации столкнулись с серьезными трудностями. Внутренние и внешние связи, механизмы функционирования оказались нарушены, что привело к распаду и смерти некоторых организаций. Для обеспечения устойчивого развития необходимо внедрять новые подходы к управлению, одним из которых является командный подход.

Хорошо сформированная управленческая команда способна эффективно решать сложные задачи в кратчайшие сроки, особенно в условиях кризиса.

В настоящее время существует множество моделей развития группы, но единой комплексной модели, описывающей переход от группы к команде, пока нет.

Основные подходы к анализу группового функционирования

Советская социальная психология

  • Стратометрическая концепция А.В. Петровского:
    • Деятельность является системообразующим фактором коллектива.
    • Три слоя: предметная деятельность, ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) и непосредственные контакты.
    • Два вектора: степень опосредованности межличностных отношений деятельностью и общественная значимость групповой деятельности.
    • Высшей формой развития является коллектив, характеризующийся высокой степенью опосредованности и общественной значимости.
  • Параметрическая концепция Л.И. Уманского:
    • Выделяет группу-корпорацию как аналог команды, характеризующуюся развитой системой деловых отношений.

Современная отечественная психология

  • Модель Т.Ю. Базарова, И.В. Рыбкина, Т.С. Пырковой:
    • Выделяют пять стадий: адаптация, группирование, кооперация, нормирование деятельности, функционирование.
    • Недостаток: сугубо теоретический характер, не описываются переходы между стадиями.

Зарубежная социальная психология

  • Модель Б. Такмэна:
    • Выделяет две сферы: деловая (решение задач) и межличностная (развитие структуры).
    • Четыре стадии в каждой сфере:
      • Межличностная: проверка и зависимость, внутренний конфликт, развитие сплоченности, функционально-ролевая соотнесенность.
      • Деловая: ориентировка в задаче, эмоциональный ответ на требования задачи, открытый обмен интерпретациями, принятие решений.
    • Недостаток: не описывается связь между сферами.
  • Модель М. Келли:
    • Пять стадий: первоначальная ориентация, конфликт и сопротивление, консолидация вокруг задачи, командная работа, переход к другой задаче.
  • Модель Р. Уеллинса, У. Байхэма, Дж. Уилсона:
    • Четыре стадии: старт, вход в круговорот, выход на курс, полный ход вперед.
  • Модель Дж. Катценбаха и Д. Смита:
    • Уделяется особое внимание роли лидера.
  • Модель Дж. В. Ньюстрома и К. Дэвиса:
    • Пять стадий: формирование, бурление, нормирование, функционирование, перемена или расставание.

Комплексная модель командообразования

Для создания комплексной модели командообразования необходимо учитывать практический опыт руководителей и членов управленческих команд.

Методика исследования

Использовалась двухэтапная методика:

  1. Разработка списка критериев групповой работы:
    • Проведена деловая игра со студентами-социологами.
    • Получено 52 критерия, охватывающих психолого-управленческие, социально-психологические и функционально-ролевые аспекты.
  2. Экспертный опрос руководителей и членов управленческих команд:
    • Экспертам предлагалось сгруппировать критерии, дать название группам и проранжировать их.
    • Опрошено 10 экспертов.
    • Для обработки данных использовался кластерный анализ пакета SPSS.

Результаты

Кластерный анализ позволил выделить семь групп критериев:

  1. Человек как личность: признание индивидуальных особенностей и потребностей каждого члена.
  2. Общекомандные и управленческие компетенции: способность к стратегическому видению, принятию эффективных решений.
  3. Ответственность и контроль: личная ответственность за свою работу и общегрупповые показатели.
  4. Коммуникативная среда: налаженные коммуникативные связи, информационное поле.
  5. Ролевая структура: наличие всех необходимых ролей, функциональная взаимозаменяемость.
  6. Специальные компетенции: профессионализм, специализация каждого члена.
  7. Социально-психологическая совместимость: отсутствие деструктивных конфликтов.

Модель развития группы

На основе полученных данных была построена модель развития группы, где каждая ступень характеризуется добавлением новых критериев к уже имеющимся.

  • 1 уровень: принимаемые цели, социально-психологическая совместимость, специальные компетенции.
  • 2 уровень: коммуникативная среда, ролевая структура.
  • 3 уровень: общекомандные и управленческие компетенции, ответственность и контроль.
  • 4 уровень: человек как личность.

Ключевые факторы успешного командообразования:

  • Общая цель: объединяющая всех членов группы.
  • Социально-психологическая совместимость: отсутствие деструктивных конфликтов.
  • Специальные компетенции: профессионализм каждого члена.

Важно помнить, что развитие группы в команду – это процесс, который требует времени, усилий и грамотного управления.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
  2. Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова Т.С. Управленческие команды и их формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1 / Под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: ИПКгосслужбы, 1997. - С. 51 - 67.
  3. Классификация и кластер / Под ред. Дж. Вэн Райзин. - М.: Мир, 1980. - 387 с.
  4. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. дом. ГУ-ВШЭ, 2006. - 281 с.
  5. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - М.: Изд. дом Вильямс, 2003. - 960 с.
  6. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с.
  7. Ньюстрем Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
  8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
  9. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретич.-методол. аспект. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 181 с.
  10. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала. - М.: Книжный мир, 2004. - 206 с.
  11. Томпсон Л. Создание команды / Пер. с англ. - М.: Вершина, 2006. - 544 с.
  12. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
  13. Katzenbach J., Smith D. The Discipline of Teams // Harvard Business Review, 1993, p. 111 - 120.
  14. Kelly M.E. The Adventures of a Self-Managing Team. Pfeiffer & Co., 1991. - 116 p.
  15. Tuckman B.W. & Jensen M.A. Stages of small group development revisited // Group and Organizational Studies, 1977, vol. 4, p. 419 - 427.
  16. Wellins R.S., Byham W.C., Wilson J.M. Empowered Teams: Creating Self-Directed Work Teams That Improve Quality, Productivity and Participation. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1991.
Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться